2015 июль ПВД Сплав по р. Брасла-Гауя. Страупе-Сигулда.

2015 17-18 июль ПВД реки Брасла-Гауя.

Вступление.
Поход, совершенный компанией молодёжи из церкви «Благая весть».

Иду к месту сбора в ц. «Благая весть». Через несколько минут хлынет дождь. 17 июля 2015 г.

По реке Брасла мы хотели пройти давно. Летом один из пилигримов получил приглашение друга из «Благой вести» сходить в поход, да ещё и на интересную реку. Петя с радостью согласился. От его имени и будет рассказ.

Едем по шоссе Рига-Валмиера к началу маршрута.
17 июля 2015.

Для меня поход на пластмассовой прокатной лодке был впервые в жизни. Имея опыт с различными сплавными средствами, я не ходил на пластиковых каноэ, этот раз был первый в жизни. С рекой Браслой знаком не только из-за изучения всех рек Латвии, но и достаточно много ходил на берега Браслы фотографировать сезонные водопады. Уже тогда, осматривая реку, строил планы сплавов. Река достаточно порожистая, с всякими препятствиями и завалами. По Брасле ходили туристы-водники все времена. Начиная с каркасных байдарок и резинок. Однако учитывая то, что перетаскивать через деревья, завалы и т.п. приходится достаточно часто, по Брасле целесообразней идти на пластмассовом судне.

Мост через Браслу в Страупе, начало маршрута.
17 июля 2015 г.

В местечке Плацис, откуда намечался маршрут, река Брасла течет на высоте 48,3 (по другой лоции — 48,6) метров над уровнем моря. В месте впадения в Гаую — 15 метров над уровнем моря. Итак, падение (уклон) реки составляет 1,2 м/км. Такое падение обычно обеспечивает небольшие пороги, перекаты или шиверы. На Брасле характерны завалы деревьев. До похода я изучал некоторый материал со свежих сплавов (2015 г.). Люди утверждали, что после моста в местечке Брасла будут главные препятствия и завалы. Впрочем, это были такие же чайники, и, предполагаю, они что-то напутали в отчете. Главные завалы оказались именно до моста. А после — можно сравнительно спокойно идти на КБ.

17 июля.
В 12.00 — сбор в церкви «Благая весть». По дороге начался ливень, гроза. Тучи приобрели некие интересные очертания, так часто появляющиеся последние времена… Последнюю часть пути я шел под ливневым дождём. Хорошо, что с собой из походного был палаточный тент, в который я и завернулся под навесом заправки.
Около часа в церкви была «раскачка». Однако дождь прекратился. Погрузив в машины снаряжение, отправились на нескольких транспортных средствах… Уже там выяснилось, что я пойду в экипаже с Олегом, моим старым приятелем. В камуфляжной палатке моей собрались ночевать уже втроём, ещё с один парнем. В 13.43 я сделал первый кадр в точке старта — мы выгрузили вещи на эстраде в Страупе. Первоначально планировалось начинать в местечке Плацис (Plācis, 28 км. от устья), однако организаторы решили идти от Страупе: как из-за некоторого времени пережидания дождя, так и в целом — поскольку время было много. От моста в Страупе по разным лоциям 25 или 24,6 км. до устья.

Начало похода. Мы прячемся от дождя под навесом эстрады в Страупе.

Организаторами были Алексей Каменский, Вадим Шакель.

Молитва перед стартом. На часах 14.52
17 июля 2015 г.

Я шел, просто знакомясь с командой. По плану, высадив нас, водители машин перегнали транспорт на место ночевки, которое было арендовано у какого-то кемпинга. Для меня так же впервые было идти именно по платным территориям. Ибо сам я приверженец того, что раньше называлось «спортивный», «самодеятельный» туризм. Мой опыт слагался в те времена, когда земля не была частной, и я уверен, что обаяние и мир (покой) тех походов не сравнимо с отдыхом за плату в строго контролируемых местах. Идя в этот поход, я так же получал опыт не только сплава на пластиковом каноэ, но и маршрута по оплачиваемым частным территориям. :)
В 14.50 произнесли молитву, прося у Творца благословение на сплав, и отправились в путь: постепенно спустили все суда.

Порожек на реке Брасла.
Мой экипаж поставили замыкающим. Так что фото прохождения конкретными участниками не так много.

В комплекте с лодками были и гермоупаковки. Впрочем, я запасся своими, сложив туда все вещи. Остальные, как помню, что-то оставили в машинах, взяв минимум. Сам спуск 8-ми каноэ занял время. Около 15.20 караван пошел вперёд. В 15.28 я заснял судно девушек (Ира и Наталья), на первом пороге, когда пропускали их вперёд себя, согласно установленного порядка.
Перед сплавом я порекомендовал, по своему опыту, чтоб и передним шёл опытный экипаж, и замыкающим ( :) я не сомневался, что вперёд вырвется самый сильный, быстрый и славный мужской экипаж, вопрос в том, что при такой флотилии, 8 судов, будут наверняка и отстающие, да и от ЧП никто не застрахован). Тут же организаторы назначили наш экипаж с Олегом замыкающими, поскольку я сказал о том, что кто-то должен быть последним. Замечу наперёд, что в целом все работали, хронических отстающих не было. Замыкающий сильный экипаж — необходим.
В первый день предстояло пройти около 15 километров.
Выстроившись на реке, мы пошли. Сразу же появились препятствия. Миновали строения какой-то мельницы в самом Страупе. Миновали шпиль церкви, сфоткать его не успел. До выхода на воду, пока ждали в Страупе, мы ничего не осматривали. А вообще в этом городке находится замок вассала архиепископа Риги. Один из немногих оставшихся именно замков (а не руин). Группа не знала о нём и не интересовалась. Позже, в сентябре, по пути в Эстонию, мы с Наташей (и Эдуардом) осмотрели его.

Наше движение по реке Брасла. Мой спутник в походе, Олег.
17 июля 2015. Утёсы у нас уже появлялись, видно в фильме.

Кроме завалов и мелей, почти сразу начинаются порожки. Уровень воды в целом был ниже среднего. Но даже при таком уровне сплав вполне нормален. Для КБ в каких-то местах будет шкуродёрня. Пластиковые (у нас — стеклопластиковые) лодки с плоским днищем проходят по таким местам как раз хорошо. Иногда — проталкивали по реке по мелям, или по завалам деревьев.
После 16 часов появились первые утёсы Браслы. Вообще, Брасла богата утёсами. Главные утёсы находятся ниже моста шоссе и ГЭС. Но и в этих местах уже были утёсы: сначала небольшие обрывчики, потом уже повыше — уровень трехэтажного дома.
Здесь же в группе был первый овер. Произошло это примерно в 16.20. Мы с Олегом, идя замыкающими, увидели отставшую лодку, которая перекладывала вещи. Экипаж быстро справился сам, наша помощь не понадобилась, мы с Олегом просто подождали их, подстраховывая.
В 16.55 прошли крупный утёс на левом берегу. В 17.22 увидели ещё лодку с мальчиками, которые тоже перекладывали вещи. Как выяснилось, здесь был ещё один овер. Мы просто подстраховывали, «если что». Обычно все справлялись сами.
В 17.30 я заметил около небольшого утёса пещеру. Собственно, я помнил про Vejiņu ala, или Пещера Вейиню — так называется эта пещера.

Vejiņu ala. Пещера Вейиню. Вид с воды.
17 июля 2015 г.
При высоком уровне вход в пещеру может затапливаться.

Но, из-за того, что группа шла просто по реке и кемпингам, даже не надеялся что-либо увидеть по сторонам, кроме самой реки. Но здесь пещера была в непосредственной близости от воды. Я знал, что в пещеру вход с высокого берега по лестнице, но тут увидел вход, и место было именно Вейиню. Олег, мой напарник, был не против осмотра. И мы задержались. Очень жалею, что не оставил фонарика на поверхности упакованных в лодке вещей. Длина пещеры 42 метра, в ней находятся два подземных озера (или одно длинное, но с заметным сужением, условно разделяющим помещение на два).

Vejiņu ala. Пещера Вейиню.
17 июля 2015 г.

Vejiņu ala. Пещера Вейиню. 17 июля 2015 г.

Подземный ход пещеры уводит вправо, откуда течет ручей.

Пройдя по пещере какое-то время, я дошел к месту, где подземный ход (идти приходилось, пригнувшись) несколько заворачивает в правую сторону, и никакого освещения от входа уже не остаётся. Затем было настолько темно, что пришлось повернуть. До подземного озера я не дошел, значит — следующий раз!
Пещера и место, как увидел табличку у реки, платная (раньше были бесплатные). На осмотр пещеры у меня) ушло 6 минут. Я готов был задержаться и подольше, и заплатить за посещение. Но группа ничего не знала о пещере и, как понял, не особо интересовалась. Здесь уже я просто принимал правила группы, к которой присоединился. Через 4-5 минут мы догнали остальных, которые расположились для перекуса на правом берегу.

Перекус на платной стоянке. Река Брасла. Поход 2015 г.

Стоянка после Vejiņu ala. Пещера Вейиню.
17 июля 2015 г.

Здесь был навес, даже с электрической лампой и выключателем! Кто-то из наших, кажется, Алексей, сходил и заплатил хозяевам, вроде 5 евро. Кстати, от этого места стоянки можно легко дойти до пещеры. Но как-то народ не загорелся, не было интересно. Перекусив достаточно обильно, примерно через час мы отправились дальше.

Время около 19.00 , лодки сгрудились на реке, преодолевая препятствие.
17 июля 2015. Поход по реке Брасла.

Как замыкающий экипаж, мы поджидали всех задерживающихся. Но после оверкилей на Брасле экипажи успевали сами привести свои суда и себя в порядок. 17.07.2015

Следующий переход длился так же около 3 часов: у нас было заранее заказано в кемпинге место. Порожки встречались всё это время. Впрочем, это было как бы и привязкой к наиболее оптимальному плану прохождения реки.

Утёсы в конце 17 июля, первого дня пути по реке Брасла.

Всего за день прошли около 15 километров из 25 километров течения Браслы от Страупе до устья.
Завалы так же встречались. В 19.45 встретили утёс на правом берегу. В 21.00 появился ещё один сравнительно крупный утёс на левом берегу.  Около этого утёса появились утки, которые не боялись людей и явно ожидали чего-то вкусненького. Т.е. явно были прикормлены.
В 21.20 впереди появился достаточно заметный порог.

Фото порога на реке Брасла около кемпинга.
(выше по течению, сфотографировано утром 16 июля 2015)

Реку преграждала гряда камней, расположенная поперёк течения.  Река разделялась на два рукава, где правый — узкий и маловодный. Левая протока — шире, и приметив слив в правой части этой протоки, треть ширины реки от правого берега, спрыгнули с этой невысокой, но заметной ступени. Конечно, на пластиковом судне это делать удобнее, чем на КБ. Тут же появился подвесной мост через реку, очень интересный — сделанный из грубой сети.

Брасла. Подвесной мост из сетки. 17 июля 2015 г.

После подвесного моста из сети на Брасле ещё один порог.
17 июля 2015 г.

За ним — ещё одна гряда камней. Снова прыжок в сливчик, тоже ближе к правому берегу. Появился уже деревянный мост.

Деревянный мост через Браслу.

За мостом виден наплавной причал, где уже приставали наши, и уже виден был наш бусик.
Только лишь успели расставить несколько палаток, и приготовить другие, как появился хозяин кемпинга на мотоцикле. Нам было велено переставить палатки в глубь территории. Место в итоге было лучше,чем первое, ибо около плавающего причала были другие группы людей с бутылками. Там, где мы поставили, было поспокойнее, палатки ставили под сенью сосновой рощи, а рядом был тот самый подвесной мост из сети. С места лагеря видны были оба порога. Очень похоже, что оба выложены искусственно из окрестных камней.
На следующий день в кемпинге намечался какой-то спортивный праздник, или соревнование. Нам надо было к 10 утра освободить территорию. Хотя это даже лучше для нас — стимул стартовать, не задерживаясь.
Вечером наша палатка стояла уже к десяти. Так же и остальные достаточно оперативно заняли места.

Вечер, приготовление пищи.
17 июля 2015

Вечер у костра.

На приготовление ужина налетели все, как бы спонтанно, и получилось достаточно организованно. Однако ужин поспел уже ближе к двенадцати…

Серебристые облака в Латвии.
Ночь с 17 на 18 июля 2015 г. Время — 0.35

Здесь я наблюдал интересное природное явление — серебристые облака. Но никто, кроме меня, похоже, не обращал на них внимания.

Посиделки у костра.
17 июля 2015 г.

Разговоров у костра особо не было. Искренних бесед (как обычно у туристов или просто  друзей, попавших в такую обстановку) никто не вёл, просто несколько человек задержалось, перебрасываясь сухими фразами, в которых я не участвовал.

Вечером у костра. Ира.

Подвесной мост через р. Брасла

В 1.18 я сделал последние фотографии и пошел спать. Как-то не складывалась искренняя беседа…

Однако кто-то просто остался и сидел всю ночь у костра. В моей палатке только Олег занял место у другого борта. Посередине место так и осталось незанятым.

18 июля.

Цветок у речного порога.

Сам я проснулся примерно пол восьмого,ещё немного полежал… Когда встал, то оказалось, что те, кто раньше пошел спать, те и встали рано.

Утренний сбор.

Около восьми уже завтракали.

Завтрак в кемпинге 18 июля 2015 г.

Завтрак перед отплытием.
18 июля 2015 г.

И собрали лагерь достаточно оперативно. Бусик одного из участников помог перевезти вещи от лагеря к судам.  В 9.40 уже стартовали. после кемпинга река достаточно тихая — сказывается то, что ниже по течению расположена ГЭС.

——————————————————————————————————————

Сборы утром 18 июля и старт.
река Брасла.

Утренний старт на реке Брасла.

Примерно 2 километра от кемпинга нашей стоянки до моста шоссе Рига-Валмиера. Перед мостом заметил группу таких же, как мы, сплавщиков, стоявших лагерем в месте, где не было обозначено стоянки, т.е. вне кемпингов. Поприветствовались с ними. Уже перед мостом Брасла расширяется из-за ГЭС.

Показывается мост шоссе Рига-Валмиера. 18 июля 2015.

Какое-то время идём по водохранилищу. Гудит ветер. Затопленный водами водохранилища и высохший лес, лесистые холмы по левому берегу очень напомнили мне походы молодости по Уралу, по другим местам, где вокруг были горы и леса… Чудесный уголок.

Идём по водохранилищу.
18 июля 2015 г. река Брасла. Водный поход.

Движение по водохранилищу р. Брасла.
18 июля 2015 г.

ГЭС обносили справа от агрегатов.

Обнос ГЭС на реке Брасла 18 июля 2015 г.

Утёс Краулюкална на реке Брасла.
18 июля 2015 г. Здесь мы с Наташей фотографировали ледопады.

Замечу: мы проходили реку при низком уровне.
После ГЭС река всё ещё широкая и очень мелкая. Некоторые лодки сели на мель. Пока несколько лодок торчали на мелях, мы с Олегом прошли к утёсу и подождали отставших. Впереди видны были утёсы — те самые, где мы с Наташей зимой регулярно фотографируем ледопады. Из них особо выделяется Краулюкалну. Около него снова выходим на глубину. И далее река в целом достаточно проходима для КБ даже в такую воду. При более высоком уровне воды — ещё лучше! Сейчас мели были, но вполне проходимые. На утёсе Краулюкална так же есть пещера. Но сейчас группа двигалась в целом быстрее, и я не стал уговаривать Олега осматривать пещеру. Тем более, что быстро осмотреть пещеру не получилось бы: я только знал её расположение с берега, вход был скрыт листвой при осмотре с воды, а берег крутой в этом месте. Мы не задерживались.

Утёс Краулюкална.
18 июля 2015

Места прекрасные. Вопреки достигшему до меня описания сплава этого же лета, завалов серьёзных не было, всё проходимо.

Р. Брасла. Утёсы. 18 июля 2015 г.

Утёсы Браслы. 18 июля 2015.

Пороги Браслы в этом месте вполне проходимы. Для КБ будут мешающие камни. 18 июля 2015 .

И частных территорий особо не было. Около правобережного утёса Яняварту с левого берега выходит струя воды с рыбопитомника — одного из немногих посёлков в этой части маршрута. Места прекрасные.

Река Брасла. Утёсы.

Утёсы реки Браслы.
18 июля 2015.

Утёсы Браслы.
18 июля 2015

Утёсы реки Брасла.

Брасла. Утёсы. 18 июля 2018

Густые леса с поющими птицами, и высокие утёсы. Здесь не хочется много писать, а просто отослать читателей к видео. Все самые крупные утёсы на Брасле сосредоточены именно ниже ГЭС.

Табличка утёса Виртакас.

Подходим к утёсу Виртакас. 18 июля 2015 г.

От моста до устья около 8 километров.

Брасла. Как понимаю, утёс Виртакас. 18 июля 2015 г.

Очередной утёс, и один из последних на этом участке Браслы.
18 июля 2015 г.

Передышка недалеко от впадения в Гаую.

В 11.40 мы присоединились к остальным, которые сделали привал, в 12.05 вышли. Мы с Олегом, как договаривались, шли замыкающими. А в 12.25 для нашего экипажа показалось устье Браслы.

Впереди показывается устье Браслы.
Слева — поляна, место стоянки туристов-водников у слияния рек.
18 июля 2015 г.

Видна гладь поверхности Гауи.
Место слияния Браслы и Гауи.

Мы влились в Гаую. Позади Олега видно устье Браслы.
18 июля 2015 .

Влившись в Гаую, мы прошли до острова на Гауе примерно в 300 метрах от устья Браслы, здесь и сделали обед. Для прохождения здесь предпочтительней левая протока Гауи, справа, где мы встали — мель. Топлива на островке вполне хватало.

Левая протока от острова, на котором мы делали обед. Видны караваны лодок в протоке.
Гауя, 2015 г.

Делаем обед на острове посреди Гауи, 400 метров ниже по течению от впадения Браслы. Правая протока — мелкая.

Обед на Гауе. Остров.

Обед закончен, готовимся стартовать в последний переход до Сигулды.

С обедом не торопились: пошли дальше только в 14.25.
Пока мы стояли на острове, мимо нас проходило множество лодок.
Как заметил, почти все суда на реке были прокатные. Очень немного было резиновых. Байдарок я сейчас даже не могу припомнить, вроде уже позже видели группу на байдарках, не из Латвии. Прошел очень крупный плот с домиком, встал несколько сот метров ниже по течению от нас у берега. Шли какие-то молодые латышские пуйки на каноэ — явно в сильном подпитии, на мели остановились против нас, и словно играли какую-то сцену, крича на всю реку матом, явно привлекая к себе внимание. Не добившись ничего, они пошли дальше.

Река полна лодок. Кроме нашей группы, по реке движутся множество других. 18 июля 2015.

Берега Гауи в этих местах высокие. Часть группы собрались вместе.

Итак, в 14.25 мы продолжили путь. Нам предстояло пройти 12 километров до Сигулды. Течение здесь постоянное, хотя и не очень сильное. Заметная скорость, из-за хорошего течения, поддерживалась до финиша. Хорошо, что не было встречного ветра. По старому опыту, иногда именно на этом участке приходилось из-за ветра усиленно грести.

Через некоторое время ветер стал слабее, можно не стараться, отдаться течению.

Группа на плотах. Отдых на отмели. 2015

Река делает излучины. Берега высокие.
Гауя — 2015 июль.

Но сейчас мы отдыхали. Шли, сцепившись лодками.

Впереди показывается, вдали характерного места реки, на возвышении справа — Башни Турайдского замка. 18 июля 2015.

Гауя — 2015

Турайдский замок во всей красе.
Гауя — 2015 18 июля.

Вот, наконец, появилась гора Художников (Глезнотаю), после поворота реки — Турайдский замок вблизи.

Гора Художников в Сигулде.
Gleznotaju kalns. Sigulda.

При нас тучи впереди стали приобретать причудливые очертания громадного мужчины с роскошной бородой. Гауя — 2015.

Кто на нас смотрит с небес?
Облака приобрели интересные очертания человека.

В 16.50 я сделал фото лодок, вытащенных на берег.

Суда на берегу. Сигулда, Гауя. 2015.

Какое-то время мы поджидали тех, кто поехал за машинами, оставленными в других местах. Немного полил дождик. Наконец, все в сборе. передаём лодки хозяевам проката, садимся в машины и едем.

Ира за рулём.
Сигулда, 2015.

Заключение.
Прекрасный маршрут для ПВД. Река требует внимания, работы. Из-за частых завалов, мелей, порожков пластмассовые суда — наиболее предпочтительное судно для Браслы при таком уровне воды. По старым временам я помню, что для прохождения Браслы использовались и каркасные байдарки, и, чаще, резиновые лодки. Сейчас есть возможность арендовать — есть лет 10 назад «Кампо» были в сфере проката тур.снаряжения чуть ли не монополистом, то сегодня множество фирм, предоставляющие такие услуги, есть что выбрать.
С другой стороны, несколько непривычно, когда вся река выглядит как аттракцион в парке, с табличками цен и прейскурантов. Признаюсь, всё время открывая что-то новенькое, я уже отвык от традиционных, «набитых» маршрутов. А в жизни таковые превратились почти что в луна-парки, в магазины. Будто какая-то атмосфера купи-продай остаётся на таких мероприятиях. Впрочем, это субъективное мнение, кто-то, наоборот, лучше себя чувствует, когда всё продаётся, вместе с рекой; есть люди, которым поход значительно спокойнее, когда обстановка и взаимоотношения максимально приближены к городским. Мне, и нам такие порядки не по душе. Однако… мы разные.

Олег с другом.
Брасла — 2015.

Группа в том походе, пишу со всей ответственностью, показала себя очень положительно. Организованно, слаженно, по-рабочему проходили реку и все действия на маршруте. Признаюсь, в других группах с членами церквей подобного направления в каких-то случаях мне приходилось чуть ли не в одиночку делать большинство действий, а здесь — все участники самостоятельно и охотно действовали. Очень понравилось как действовал в лагере Микалаускас-младший, вместе со своей молодой супругой. Изобретательно, со сноровкой. Организационные вопросы все были решены заранее, я просто присоединился и влился в компанию. Спасибо за компанию и за выбранный маршрут. Браслу я хотел пройти давно, вот и получилось теперь, в таком варианте.

Башни Турайдского замка. 2015. Вид с Гауи.

На каркасных байдарках при таком уровне воды Браслу лучше идти ниже ГЭС. При высоком уровне — можно и от Страупе. Пороги и мели будут проходимы значительно легче. Но тогда прохождение завалов потребует больших сил и умения.