2015 ПВД октябрь 29 Сигулда — Лигатне.

Сигулда-Лигатне.

Поход выходного дня (ПВД), 29 октября 2015 г. по маршруту, по которому давно желал пройти. Начало — в Сигулде, завершение — в Лигатне.
Собственно, изначально вдвоём с Наташей собирались пройти по этому маршруту в субботу, 24 октября 2015, но, после нелёгкой недели решили выспаться, и ограничились только гулянием по городу Сигулде, с осмотром замков и пещеры, пейзажных видов, что само по себе было так же достаточно насыщенным.
А по маршруту Сигулда-Лигатне мы выехали 29 октября вдвоём с уже проверенным спутником, Женей Григорьевым.
Итак, первым утренним дизелем я выехал в сторону Сигулды, и на станции Югла Евгений присоединился ко мне. В Сигулде начали путь с магазина (который только что открылся в 8 утра). Далее направились, по пути, уже почти накануне, в субботу осмотренном нами с Наташей — на гору Художников, она же «Райская» (так переводятся на русский названия Paradīzes kalns, Gleznotāju kalns). На горе художников задержались, снимая пейзажи. За эти несколько дней, когда лили дожди,  изменились тона осени: воды с небес смыли золотую осень, и теперь стали преобладать бронзовые и бурые осенние тона. Однако все эти леса сейчас покрылись голубыми и серыми налётами иннея. Собственно, пока фотографировали, у меня даже немного стали мёрзнуть руки: морозец был самый настоящий.
Место рекомендую всем, кто едет в Сигулду: открывается вид на древнюю долину реки Гауя.
Глотнули чаю из термоса, и отправились по тропе. Противоположно тому пути, который прошли с Наташей в субботу, спустились с горы Художников к речке Вейупите. Вейупите, небольшая речушка, если её осматривать в районе железной дороги, здесь протекает в глубоком овраге. Высота Глезнотаю калнс (горы художников) значится на картах как 90 м., однако не забываем, что Гауя здесь выше уровня моря на 40 м. Итого, высота кручи (и лестницы) около 50 м.
Далее наш путь проходит вдоль Гауи. Справа от нас — круча, покрытая лесом — высокие берега долины Гауи. Слева — сама река. В это солнечное утро река была тихая, особо живописной. Травы покрывал обильно иней.
По карте в этих местах резерват оврага Нурмижу, если смотреть по карте. Однако никаких запрещающих табличек нет. Насколько известно, в Национальном парке Гауя есть зоны резерватов с ограниченным посещением, и есть те зоны, где разрешен доступ. Мы, однако, не осматривали окрестностей, ибо имели выбранную цель. Фотографируя окрестности, мы шли по тропе вдоль Гауи. Тропа хорошая, специально подготовленная для пешеходов.
Через такие речки и ручьи, как Дауда, Нурмижупите проложены хорошие мосты. Дорога одолевалась очень легко. Сделали привал на месте стоянки со столами, в пейзажном месте. Вообще, пейзажи фотографировали постоянно, погода к этому располагала.
Итак, в 11.49 мы были напротив устья реки Брасла. Остановились, осмотрев места, где я был в походе в июле (водном). С берега те же места выглядят совсем иначе. Сфотографировал обе протоки Браслы, впадающие в Гаую в этом месте. Буквально через километр после места напротив устья Браслы, миновали Ганчаускас — детский молодёжный лагерь от христиан то ли церкви «Благой вести», так же и других христианских церквей. Выскочила собака облаять нас, но потом убежала к хозяину.
Вскоре после «Ганчаускас» (спустя около 500 или 600 метров) в 12.08 достигли речки Тилдурга (Tildurga). В прямой видимости у нас находится утёс Элпью, или — Elpju iezis. Мостик через речку проложен непосредственно вдоль Гауи. С мостика виден сам утёс, находящийся чуть в отдалении. Здесь я предложил Жене задержаться, ибо по карте латышского издательства неподалёку находится пещера. Согласились сделать горячий перекус. По крайней мере — с чаем. Женя стал раскочегаривать газовую горелку, я пошёл искать. Учитывая крупный масштаб карты (километровка), пещера могла находиться плюс-минут триста метров… Обойдя окрестности, я сначала не нашел пещеру на окрестных холмах, затем стал просматривать ещё одно вероятное место, и наткнулся на искомое. Пещера так понравилась, что Женя, подошедший ко мне (поняв, что, если я задерживаюсь, то начал фотографировать), предложил переместить наш обед к пещере, что и было проделано. В этом месте целый каньончик с обрывами из латвийского песчаника. Очень живописное и для Латвии — незаурядное место. У нас, собственно, пройдено было уже почти 2/3 пути. Автобус должен был быть после 16 часов в Лигатне, и мы уже даже не торопились. В 13.35 отошли с места перекуса (ибо обед был лишь чай, а ели то, что было у меня припасено).
Тропа временами отходит от берега Гауи, огибает частные территории. Похоже, вначале тропа была проложена в некоторых местах напрямую, но потом по требованию местных, предъявивших права на территорию, её проложили в сторону. Надо быть внимательными и смотреть на указатели. Тропа в некоторых местах поднимается на дорогу в окрестностях реки, потом снова спускается к реке. В каких-то местах петляет по своеобразному серпантину. Тропа проложена с расчетом на велосипедистов. Если едите на велосипеде — будьте внимательны, чтоб не столкнуться с пешеходом…
Миновали утёс Лаунага (здесь тропа проходит вдоль реки). Launaga iezis. Собственно, здесь мы были на расстоянии короткого перехода до Лигатне.
Пользуясь избытком времени, я посмотрел утёс Гуду — Gūdu klintis. С этого берега он выглядел не настолько внушительно, как с реки, или с правого берега зимой, как это было в 2013 году, гогда фотографировал ледопады. Осмотрел его сколотой, словно кайлом, обрыв. Попили с Женей ещё раз чай. Не удаляясь от берега Гауи, перешли к утёсу Катринас — Katrīnas iezis. Здесь на нашем берегу находится стоянка для водных туристов. А, если точнее, несколько стоянок, одна за другой вдоль берега. Только некоторые стоянки — в прямой видимости утёса, а некоторые — в сторонке.
От обрыва Катринас по дороге идём в Лигатне. Срезать угол не стали, пошли по асфальту. Асфальтовая дорога проходит высоко над берегом. По карте здесь находится утёс Юмправу (Jumpravu iezis). Однако его мы специально уже не рассматривали. Дойдя по асфальту к перекрёстку с дорогой, ведущей на паромную переправу, свернули направо и дошли до Лигатне. Собственно, было уже 16 часов. По расписанию автобусов в интернете должен идти через Лигатне какой-то проходящий автобус до Сигулды. Однако после разговора с местными девушками на остановке я выяснил, что в 16.15 пойдёт автобус до шоссе в Аугшлигатне (верхнее Лигатне), а там можно сесть на Цесисский автобус, что мы и проделали.
На шоссе Цесис-Рига уже минут через 7 после прихода лигатненского автобуса мы ехали в сторону Риги. Автобусы со сторону Цесиса идут очень часто.
За день, по курвиметру, прошли 23,5 км. Принимая во внимание то, что тропа петляла, обходила частные территории, делала круги около речек, мы прошли в сумме 25 км. Более точной навигации не было. Начали в 8 утра в Сигулде (точнее — чуть раньше, от вокзала, а в 8.10 отошли от магазина «Максима»), закончили на остановке в Лигатне в 16.05. Неполных полтора часа ушло на обед и осмотр пещеры в том месте, ещё несколько перекусов по 15 минут, и осмотр утёсов, смотровой площадки в Сигулде, фотографирование пейзажей и интересных мест так же «неходовых». Тропа проходится очень легко.
Можем порекомендовать этот очень интересный, красивый маршрут как ПВД по Национальному парку «Гауя» на один день. В районе тропы есть ещё некоторые пещеры и природные объекты, которые мы не осмотрели, поскольку находятся немного в стороне. При желании можно осмотреть и их. Осень — самое благоприятное время для этого маршрута! Ибо пейзажи осени не сравнятся ни с чем. Впрочем, и другие времена года прекрасны для походов в этих живописных местах.