2018 январь 13 ПВД Роя — Упесгрива

Показания программы «Геотрекер» похода.
От Рои до Упесгривы, 13 января 2018 г. Всё расстояние было несколько  больше: я включил программу только после выхода из столовой. И выключил, когда подошли к магазину в Упесгриве. Так же на мол Рои этот мобильник не заходил.

Изначально поход планировался от Рои до Мерсрага. От маяка до маяка, как у нас и были уже походы в этом районе. Хотя была мысль просто в этот день съездить просто в Айнажи и отдохнуть с фотоаппаратами в руках, но именно Наташа захотела одолеть ещё 30 километров по берегу залива. Окончательно нас подстегнул вышедший на связь человек, пожелавший присоединиться и сказавший, что приедет к автобусу. Итак, мы решились. Человек тот не приехал, а мы пошли по объявленному плану.

Выезжали первым автобусом (рейс до Мазирбе). 7.30 автобус отъезжал от автостанции.

Город Роя. Слева видно кафе-магазин, или столовая.
А вот предназначения красной конструкции на столбе мы так и не смогли придумать.

Нитка маршрута 13 января 2018 года.
Роя — Упесгрива. Программа трекера.

В этот день, 13 января, был мороз. В том районе, где мы были, примерно -8Ц. Поскольку у нас в памяти был урок похода Большой Юглы, когда мы, толком не поев, пошли на воду, и испытали то, что руки стали зябнуть, и сплав становился небезопасным, первым делом, приехав в Рою, мы отыскали местное кафе и поели (кстати, в субботу работает напротив магазина «Топ»). И только потом пошли по плану.

А по плану было пополнить коллекцию маяков. Маяки Рои мы ранее не фотографировали. Итак, снимая некоторые интересные объекты города Роя, мы вышли к южному молу. По пути засняли старый маяк Рои.

Маяк Роя. Rojas bāka 13.01.2018

Сейчас — лишь просто вышка, о которой знают лишь краеведы, наверно, да работники и местные жители. Затем вышли на мол.

Маяк Роя. Rojas bāka
Маяк южного мола вблизи. 13 января 2018

О маяках Рои создана отдельная страница ЗДЕСЬ.

Солнце только приподнялось над землёю. Частично мол был обледеневшим, и передвижение по нему было несколько замедленным. Наташа, пройдя часть мола, примерно треть, остановилась. А Пётр дошёл до оконечности мола, сфотографировав и засняв на видео оба маяка морских ворот (вот только не знаем — когда будем монтировать кино). Перед посещением мола на северном молу сидело много чаек и бакланов. При Петре птицы с мола исчезли.

Гавань полна шугой — незамёрзшим льдом. Гавань широкая, но судов не было видно. Наверно, суда стоят лишь в устье реки Роя (Там, в фильме есть моя фраза, что, наверно, судов нет совсем, однако позже я вспомнил, что есть ещё устье реки, которое довольно узкое, и может быть не видным с молов). Завершив осмотр мола, мы пошли по берегу. Сразу от Рои начинаются каменистые берега. Из крупных камней выделяется Ройский камень. Ещё несколько крупных камней далее находятся на удалении от берега, и не так заметны для туристов, не так обращают на себя внимание, кроме специалистов. Камень Рои — на отдельной странице ЗДЕСЬ.

Большой камень Рои. 13 января 2018
Rojas Dižakmens

Далее мы шли по очень характерной местности, которое хорошо известно в Латвии, как «каменистое побережье Калтене» (по названию населённого пункта в этой местности). Места очень пейзажные. А сейчас, когда был мороз, камни покрылись льдом.

Хотя снега не было, январь очень сухой, и до этого момента был бесснежный, не удавалось  передвигаться быстро: берег был покрыт наледями, которые, кроме камней, тормозили наше передвижение. Не говоря о том, что мы, как всегда, часто снимали: побережье весьма и весьма зрелищно!

Собственно, мы приближались к участку берега, в литературе и путеводителях чаще называемое, как побережье Калтене (по названию населённого пункта). Однако замечу, что больше всего камней не в районе самого Калтене (и заметной там церкви), а именно начиная от Рои, и до Калтене. Здесь мы наснимали более всего видовых снимков.

На пути прошли несколько мысов. Несколько из них, самые крупные, имеют названия.

В самом Калтене находится какая-то частная гавань на оконечности мола. Перед ней на картах значится пляж — видно, для создания мола отсюда были собраны все камни. Спустя небольшое расстояние после Калтене на пути находится беседка, и ещё через 400 метров — небольшая башенка для наблюдения за берегом. Напротив башенки — один из самых крупных камней окрестности, находящийся на удалении от берега. По сведениям в сети, по размерам он конкурирует с таким камнем, как, например, камень Павилосты. площадка хорошая. Прекрасный пейзаж. Видео посещения башни: И так же это, с видом в сторону маяка…

Далее, идя по берегу, мы иногда шли на возвышении, по попросшему склону. Ибо в некоторых местах движение по самому каменистому берегу было затруднено. Иногда снова возвращались на полосу камней и песка у воды. Наледи по-прежнему мешали.
В полном видео будут все фрагменты. Сейчас же мы просто представляем несколько коротких фрагментов. Так, по мере постепенного смеркания наше движение на отрезке, где наледи были меньше…
Ещё в пути встретили интересное природное явление. Красный берег. Однажды, или дважды я встречал на берегах моря зелёный, красный берег. Предположительно из-за каких-то специфических водорослей. Однако сейчас берег был красным во время мороза. Мы засняли это явление на фото и на видео.

Скрость оказалась несколько ниже изначально предполагавшейся. Маяк Мерсрага мы уже видели. Но приняли решение уже не пытаться достичь его «любой ценой» в тот день: идти до него всё равно пришлось бы по темноте.

Решили завершить маршрут в Упесгриве, что и проделали, придя к местному магазину, в одном доме с гостиницей в 17.30. От этого места до Мерсрага, так же и до перекрёстка напротив маяка, где есть автобусная остановка — 8 километров. А автобус последний — проходил 18.37, по графику, через Упесгриву.

Попив в магазине кофе (продавщица встретила нас радушно, искренно, перешла на русский), попговорив с гостеприимной продавщицей, мы чуть заранее вышли к остановке.

Автобус подошёл на 6-7 минут раньше чем по графику!

Около 21.00 мы были в Риге.

Пока фотографии находятся в ВК ЗДЕСЬ. И ещё на ФБ —  ЗДЕСЬ.

Выводы.

Хотя мы не успели пройти все 30 километров, маршрут вполне можно пройти за это время, между первым автобусом «туда» и последним автобусом «обратно». Так, мы потеряли около получаса, не меньше, на поиск кафе и перекус там. Если бы взяли с собой, к примреу, горячий суп в термосе, сразу сэкономили бы время. Так же посещение оконечности мола — не обязательно. Пришли мы к основанию мола в 11.09 и я вышел обратно в 11.44. 35 минут — много. Пришлось пробираться по обледенелым камням. Но это не обязательно — посещение маяков. Даже по сухому молу движение было бы быстрее.

Итак, кроме часа, оставшегося в резерве, мы могли бы прибавить ещё эти примерно 45-50 минут. Именно в конце пути, перед Упесгривой, полоса пляжа стала шире. Исчезли хутора по берегу. До того весь берег был занят хуторами, если не приближающимся к берегу шоссе.Только перед Мерсрагом у моря снова лес, и становится как-то спокойно. Наташа заметила, что «как будто и дышать легче».

Итак, 1 ч и 45 минут — время, достаточное для преодоления оставшихся 8 километров до остановки в Мерсраге. Для 8+2=10 до оставновки — время недостаточное. При отсутствии наледей расстояние от Рои вполне проходимое за это время! (имеется в виду время между этими двумя рейсами автобусов, при условии возвращения в Ригу в тот же день на общественном транспорте). В нашем случае мороз, ударивший недавно, и намёрзший лёд затормозили наше передвижение.

Немного жаль, что цепочка походов по берегу Латвии у нас немного прервалась этими около 8 (или 10) километрами от Упесгривы до маяка Мерсрага. Но… спасибо Богу за удачное прохождение маршрута так, как было! И за множество прекрасных пейзажных снимков! Ну, а видео, наверно, опубликуем позже. Как и фото маяков.