2021 ноя 17-21 (соотв. 1 к.с.) Ажи — Мазирбе, Северное Курземе

Поход, который состоялся вскоре после того, как Петру пришлось покинуть одно место работы. Четыре ночевки, пять ходовых дней — поход прошёл подобно тому, как некогда мы, ещё студентами Политеха, ходили в походы на ноябрьские праздники. Оформляли в те годы «единичку», при том, что выходили в поход по тем срокам, которые позволяли выходные. Сейчас мы шли сами по себе… И так же, как и поход на эти несколько дней состоялся после более, чем годичного перерыва в многодневных походах, из-за условий Петиной работы, так же и фильм был смонтирован такой целостностный после перерыва в таких фильмах… Всего было пройдено около 78 километров Петром, по всем программам, и немного меньше — Наташей.

Накануне похода выяснилось, что машина наша имеет дефект, из-за которого выехать на машине мы не сможем. А хотели принципиально выбраться туда, где нет селений, и Петр запланировал поход именно в Северное Курземе.

17 ноября.

Буквально за 1,5 часа до выхода Пётр, копаясь в интернете, обнаружил, что раз в сутки идёт подходящий рейс автобуса — чтоб выехать в район намеченного похода. Быстро собравшись, мы добрались на такси до автовокзала. На ночной дороге мы вышли недалеко от местечка, скопления хуторов Ажи. Далее был марш по ночным дорогам под дождём.

Вся дорога вышла около 13 километров точно до намеченного заранее места. У ручья мы поставили палатку. Когда залезли в палатку, дождь хлынул с особой силой.

18 ноября

В Латвии — государственный праздник. Однако это не помешало группе охотников на трёх машинах приехать и встать около нас. Я уже с подозрением удивился: что они, в целой глуши искали именно наш лагерь, именно положение нашей палатки? Пока мы собирались, они около часа прочёсывали квадрат леса недалеко от нас. Как мы стали сниматься — и они собрались по машинам и отправились.

Вначале наш путь шёл по Путеру дамбе — прямой дороге по лесу. Далее, пользуясь электронными картами, я собирался выйти на дорогу, идущую между заповедной зоной «Анцес пурви ун межи» (Болота и леса Анце), и ручкой Трумпе — правым притоком Стенде. Здесь оказалось, что отмеченная переправа через Трумпе отсутствует. Как выяснилось, месные жители идут в обход, описывая некоторую петлю по дорогам. Однако мы не стали обходить несколько километров, и прошли по заболоченной низине около 600 метров, и тогда вышли на нужную дорогу. С 1 февраля по 30 июля, время гнездования птиц, проход через эту дорогу запрещен.Сейчас мы могли идти спокойно.

Справа от нас распростёрлось громадное болото. Слева, в понижении — ручей, или даже речка Трумпе. Переход через болото занял много сил, так же замочили обувь. Однако и обычно второй день получается самый трудный. Пройдя за день очень небольшую дистанцию, около 13, или 14 километров, встали лагерем недалеко от Трумпе.

19 ноября

Продолжили наш путь между громадными болотами и понижением речки Трумпе. Гряда холмов, поросшая лесом. Дорога разбита квадрациклами и вездеходами. Но при нас техники не проходило.

Вышли к реке Стенде. Передохнули, и отправились в сторону Ирбе. Дороги хорошие. Следы квадрациклов и легковых автомашин. На ночь было в прогнозе штормовое предупреждение. И место следующего лагеря я искал укрытое от удара ветра. От ночлега на берегу Ирбе, несмотря на живописность, пришлось отказаться, и встать на берегу стариц. Впрочем, место прекрасное — и топливо для костра есть, и вода в старицах проточная, чистая!

Пока ставил лагерь, опять пошёл мелкий, но всё промачивающий дождь. Так что какое-то время не удавалось разжесь костёр, однако поставив в костёр горелку, быстро справился с разжиганием огня. Далее ветер разогнал тучи, небо очистилось. Очень хорошо посидели у костра, с уютом. Ночью шторм гудел по верху деревьев, но мы были в понижении между холмами, и ветер не мог потрясать сильно деревьев.

20 ноября

Утром была хорошая погода. Солнце осеннее, не яркое. Но ветер позволил высушить вещи, из которых часть оставалась сырой ещё с самого первого дня. После 10 утра включили мобильные телефоны, готовясь к старту (хотя повербанки и есть, экономим заряд). И через каких-то полчаса, или 40 минут услышали, как прямо на лагерь мчится квадроцикл (позже, по следам определил, что ехали на мотоцикле). Как выяснилось, мотоцикл застрял в моховой подушке. А затем, вероятно, водитель смекнул, что влетит в завал или болото старицы, и не стал пытаться прорываться к нам. Но неприятное чувство, когда мотоцикл едет в лесу прямо на нас, как по пеленгу, осталось.

По плану, мы собирались дойти до устья Ирбе, и там заночевать. Однако и на этом пути мы не стали пользоваться большими дорогами, а воспользовались некой лесной тропой, которую я нашёл на одной из карт. С переправами через протоки на затопленной дороге мы пробрались по этому плану.

У устья Ирбе мы были засветло, успели вовремя поставить лагерь. И поставили именно на том месте, где я ставил в одиночном походе в декабре 2015 года. За деревьями место такое, что полностью защищено от прибрежных ветров.

За последние годы стоянки стали беднее: столики погнили и частично разрушились. Травяной покров сбит множеством ног, песок…

Познакомились с соседями — трое мужчин стояли с хорошим домиком. Так повернулось, что позже один из них и отремонтировал мне машину. :)

Однако усталость накопилась. И в 10-м часу мы всё таки улеглись спать.

21 ноября

Проснулись пораньше. И после 9 стартовали.

Задержались около указателя с километрами береговой тропы — сколько по берегу до Таллина, сколько до Ниды. Фотографировали, снимали на видео устье Ирбе. У меня было на сердце пройти частично вдоль моря, и сейчас я исполнял этот план.

21.11.2021 Вдоль Ирбенского пролива. Несколько километров вдоль.

Видно было, что ночью волны перекатывались через пляж и били в дюны. Интересно, что песчаная коса вдоль устья Ирбе за последние годы стала выше, и заросла дюнными растениями. А когда мы в 2016 году, во время завершения сплава по Сенде-Ирбе, выходили в залив на байдарке, тогда коса была низкая, да и состояла из отдельных низких песчанных островов.

Итак, после пешего перехода, сейчас мы упёрлись в ручей Киканс. В 2015 году, во время одиночного похода, я переходил его вброд. Однако сейчас прекрасно было видно, что протока глубокая! Глубже, чем по колено. Переходить было опасно — сильное течение могло размывать дно, да и неизвестно — как глубоко. Пришлось возвращаться чуть ли не полтора, или два километра, и обходить по мосту. Мост пешеходный на маршруте когда-то действовавшей узкоколейки. Далее мы и шли именно по просеке узкоколейной дороги.

Достигли посёлка Сикрагс. Зашли на маяк. Если в 2019 году мы посещали маяк с Володей Жилкиным, и доступ на маяк был неограничен, то теперь маяк был покрашен, и ограждён новеньким забором. Лишь ненадолго задержавшись на маяке, мы продолжили путь. Если изначально в планах было выехать автобусом от Мазирбе на Ригу, сейчас было ясно, что мы железно не успеваем на этот рейс. Однако познакомившись с новыми друзьями в устье Ирбе, мы договорились, что они нас заберут (если мы не успеем на автобус). Сейчас ясно проявился именно такой вариант возвращения.

После Сикрага продолжили путь по просеке узкоколейной дороги. Было желание дойти до водопада Зартапа. Однако увидев, что не успеваем, возвратились к удобному месту на шоссе недалеко от Мазирбе, где и дождались друзей. В этот момент снова полил доджь — мы, упаковывая рюкзаки в машину, укрылись под задней дверцей Форда Галакси Алексея, машины, подобной моему Шарану…

Завершение похода 21 ноября 2021 г.
Используем карман на краю дороги, чтоб дождаться наших новых друзей

В финале — ещё один клин по мотивам фотографий похода, именно этого похода.