2014 ПВД август Кегумс — Рига

Идея этого маршрута появилась достаточно давно. Ещё в 2011-м году, оглядывая с Рижской телебашни дали Латвии, Пётр обратил внимание на холмы левобережья Даугавы. Эти лесистые холмы вдалеке, за плотиной Рижской ГЭС…

Вид на Рижскую ГЭС и левобережье Даугавы с Рижской телебашни. 2011 г.

Кроме того, даже один взгляд на карту говорил о том, что эти места малозастроены и обжиты, и прогулка по ним будет представлять интерес. В конце марта 2013 года Пётр сделал попытку пройти этот маршрут. Однако условия, ставшие , вопреки естественному ходу весны, зимними, сделали невозможным прохождение за один день около 40 км по сугробам, при пляшущей компасной стрелке. 1 марта 2014 года мы с Наташей попытались пройти этот переход (по ссылке — рассказ с видео о том походе), но из-за нескольких досадных задержек не успели, и опять, как и Пётр год назад до этого, завершили поход в Балдоне.

И вот в августе этим летом у Наташи представились свободные дни в середине недели. Собирались мы в поход немного поспешно, так что Пётр даже называл это мероприятие «авантюрой». Из холодильника быстро достали что-то съестное (котлеты, огурцы, помидоры и немного хлебушка :) ), сухое молоко и картофельное пюре — для обеда, термос чаю — и вперёд!

Солнечные часы на берегу Кегумского водохранилища.
13 августа 2014. Если сейчас нет 8 часов, как-то не верится, что часы будут показывать верно в 9 утра!

13 августа мы выехали той же электричкой, как и почти полгода назад. Собственно, иногда Наташа говорила, что можно пройти этот маршрут за два перехода (с ночевкой на Каусупе, где есть вода). Но всё-таки нас привлекло прохождение этого пути за один ходовой день. И именно эту задачу мы и поставили. Конечно, если 1 марта у нас были несколько непредвиденных задержек, то была вероятность таковых и на оставшемся непройденным участке пути. Вот и задача: преодолеть все непредвиденные препятствия!

Итак, в 7.26, в то же самое время, как и полгода назад, мы вышли на станции Кегумс. Знакомая дорога… Когда подошли к солнечным часам, обратили внимание, что солнце явно не успеет сдвинуться к положенным 9 часам, отмеченным на бабочке. Впрочем, ждать этого момента, чтоб убедиться в обратном, мы не стали. Миновали Кегумскую ГЭС.

Кегумская ГЭС.
13 августа 2014 г.

Когда свернули с шоссе в сторону Томе, местный рабочий вышел, и что-то стал говорить, что чтоб дойти, надо идти вокруг по дороге… Мы сказали «спасибо, мы и так дойдём, дорога известна…», он что-то очень удивлённо пробормотал о том, что «там такие заросли, что пройти трудно», и мы пошли…

На переходе среди озёр и болот от Кегумской ГЭС к Томе.
13 августа 2014.

Итак, хотя и пришлось пробираться среди болот и прудов, но время мы не потеряли. Так же перед самим рыбопитомником Томе мы свернули направо, чтоб не идти по территории предприятия, и не вступать в лишние объяснения, как в марте.

Мост через Личупе (Личупите Ličupe )
Здесь мы свернули направо через речку и обошли предприятие рыбопитомника. 13 августа 2014.

Перед рыбопитомником вправо уходила дорога через старый советский замшелый мост из бетонных плит, назло «антиоккупантам» стоящий по сей день.

Старый живописный мост из бетонных плит через Личупе.
13 августа 2014.
Стоит назло всем «деоккупантам» и уничтожить его не удалось по сей день.

Обратили внимание, что система каналов и прудов работает по сей день успешно и исправно.

Система прудов и каналов Томе работает по сей день.
Водонапорная башня так же старого образца.
Никто за 23 года ничего не менял, хотя, логически, рыбопитомник Томе должен приносить прибыль. 13 августа 2014.

За мостом налево по лесу шла тропа, и мы обошли предприятие по лесу без проблем и задержек.

Софинансист предприятия — ЕС. Объяснения ещё нужны?
13 августа 2014 г.

В лесу находится старое кладбище 1 МВ.

Неужели это — та награда, за которой пришли сюда эти солдаты, оставив гражданскую работу и семьи? Возможно ли вместить противоестественность происходившего 100 лет назад?!!! Таких кладбищ, судя по карте, очень много в этих лесах…
Фото 13 августа 2014 г.

Заброшенное братское кладбище немцев, пришедших сюда обратить в рабство землю, с чем они и справились, и остались лежать в земле, оставив своим владельцам править той территорией, в которую и полегли. Обращаю к исторической справке о происшедших событиях, чтоб хоть частично понять безумие исторических собыий, и ложь «высокой» политики…

Водохранилище Личупе
13 августа 2014.

Следуя тропой вдоль водохранилища, мы не избежали некоторых участков болотистой местности (где потеряли сколько-то времени и год назад), что немного задержало нас, но всё-таки вышли к карьеру.

Поскольку мы проходили через места, про которые Пётр сказал, что «нормальный человек сюда не забредёт», мы выставляем эти фото встреченной ягоды, ибо друзьям-туристам, имеющим тот же походный настрой, не жалко и поделиться красивыми местами….

После карьера не стали срезать дорогу по лесу — по прямой, но прошли, как и полгода назад, по грунтовым дорогам до Рата-калнс. Этот раз дорога показалась лёгкой и быстро пролетела. Наташа шла в кроссовках, опробованных в июльском походе, и у неё получалось очень быстро.

Пробираемся по лесам, куда нормальные люди не залезают.
13 августа 2014.

Сделав перекус в беседке у перекрёстка, как и в марте, быстро прошли Рата калнс.

Холм Рата калнс с вышкой.
Rata kalns 13.08.2014.

Вышка на вершине Рата калнс.
Rata kalns. 2014

Нам эти места — знакомые.

Холмы около Рата калнс. Здесь было бы хорошо зимой на лыжах…
13 августа 2014.

Просторы левобережья Даугавы. Холмы около Рата калнс.
13 августа 2014 г.

Интересные холмы (по которым прекрасно было бы устраивать лыжные гонки или пробежки), выходим на дорогу, ориентированную восток-запад, и мы у Каусупите.

Прямая дорога в сторону Каусупе. Вересковые равнины…
13 августа 2014.

Когда шли прямой дорогой, промчалась мимо машина какого-то из местных владельцев — по грунтовой дороге он шел со скоростью под сотню. Мы только отступили в сторону… Если он столкнётся с косулей или лосем, то жалко будет лося…

На Каусупе делаем обед. Около дороги, на небольшом удалении от речки.

Обед недалеко от речки Каусупе.

Там, где в марте мы усаживались в понижении в стороне от дороги, сейчас заросли. Зато около самой дороги удобное место на двух пнях — на одном поставили горелку, на другом уселись сами, используя его как стул и стол одновременно.

На обед ушло около часа. Мы пришли к точке обеда на час раньше, чем 1 марта, и стартовали в тот момент времени, когда весной только пристали. Термос с чаем вновь полон. Здесь, однако, вскоре пошёл дождь.

Движение под дождём
13 августа 2014 г.

Несколько километров по лесным дорогам — и мы приближаемся к Мерцендарбе. Характерная особенность этих мест — однообразие. Причем, если первый раз это так ещё не казалось однотонно, то теперь, когда мы шли по тем же местам, мы это почуствовали: километр за километром — те же знакомые дороги и леса. После того, как туча пролетела, мы в своих накидках стали париться, и скоро их сняли, чтоб не намокнуть изнутри.  У Петра стали натираться ноги, особенно стал проявлять себя некий сухой мозоль. Ботинки, вроде, были проверены, но, видно, просто за год стоптались. Наташа шла легко. Мозоли были, но не влияли на движение.

В Мерцендарбе.

От Мерцендарби мы пошли в сторону Риекстукалнс. Дорога от посёлка Мерцендарбе, пройдя по липовой длинной аллее, выходит на главную, где налево — в 3 км. Балдоне. Мы пересекли главную и пошли по прямой, на грунтовку, выходя на Риекстукалнс. Руководствуясь картой Рижского района, направились в направлении Межкални, миновав которую, по лесным дорогам держали направление на Рижскую ГЭС. На саму горку Риекстукалнс не заходили, прошли мимо на удалении, оставив её слева.

Движение под дождём. После возвышения Риекстукалнс.
13 августа 2014 г.

Здесь произошел интересный случай. Ещё в марте 2013 года Пётр обратил внимание на то, что в лесах Каусупе компасная стрелка временами начинает отклоняться. Сейчас, идя по прямой, Пётр тоже наблюдал за компасом. Какой-то момент компасная стрелка заплясала, и тут же в ноге, в которой притёрлись и утряслись мозоли, у Петра вдруг ногу пронзила резкая жгучая боль в том сухом мозоле на безымянном пальце! Вот тебе и «аномальная» зона!

Цветок в пути. Недалеко от места Межкалны, где есть гостинный дом.
13 августа 2014.

Хотя в целом шли и удачнее, чем 1 марта, понимали, что времени в обрез. Дождь снова лил из нашедшей тучи — и лил как следует, но мы не останавливались — шли, используя накидки. У Петра в рюкзаке был тент на случай необходимости остановки и устройства навеса.

Намеченный маршрут должен был пролегать по дороге около дома Катлапи. Вскоре после пересечения лесной дороги нашего движения с дорогой направления Авотниеки-Стрелниеки и ручьём, встретилась развилка, не обозначенная на нашей карте. Мы пошли налево, полагая, что правая выйдет куда-то к речке Берзене (дороги расходились под острым углом, по компасу это разделение было не существенным, и та дорога, по которой пошли, вполне соответствовала необходимому направлению). Как оказалось позже, надо было идти всё-таки правой. Идя по той, которую выбрали, вышли к тупику в углу поля. Собственно, это то поле, к которому и примыкал дом Катлапи, но он скрывался от нас за выступом леса, а само поле перерезано глубокими и широкими мелиоративными или подобными им канавами. В углу  безлесого участка, куда мы вышли, находилась невысокая вышка для осмотра, с которой я и сориентировался окончательно.

Наблюдательный пункт в углу безлесого места — тупик нашей дороги. Безласый участок, пересеченный канавами, уходит влево.
Прямо, за выступом леса, выступающим справа — дом Катлапи.
13 августа 2014.

Муравейник недалеко от тупика с вышкой — немного возвратившись из тупика назад, мы обошли непроходимый участок по лесным дорогам.
13 августа 2014 г.

Вышли на лесную дорогу, идущую в сторону Риексты.

Лесная дорога. Особых трудностей в этих местах нет.
Немного не по душе пришлось однообразие местности.
13 августа 2014 г.

Дорога (хорошая лесная колея) старая, советская. Перед домом Риексты дорогу перерезает необозначенный на нашей карте ручей (кроме ещё одного обозначенного). И, если по дорогам до сих пор можно было ехать и на машине, то этот ручей легковой машине преодолеть сложно.

Перед домом Риексты лас расступился, и тропа стала теряться в густых зарослях травы и крапивы.

Перед Риексты дорога превращается в тропинку и выходит на поле, теряясь в зарослях травы. Около дома работающий на улице хозяин очень удивился, увидев нас, и спросил: «-А почему вы идёте по зарослям, если рядом есть дорога?» (дорога начиналась или заканчивалась от его хутора) Мы ему стали объяснять, что пришли через лес. Он, похоже, не поверил, ибо стал спрашивать — от какого дома мы шли, кто его сосед за тем лесом, откуда мы пришли? Однако пришлось огорчить его, сказав, что 7 — 8 километров по лесным дорогам мы его соседей не видели. Он доброжелательно предупредил нас, что у дома Вецвилдес есть собака, которая может лаять, и если строго и смело приказать ей идти домой (на латышском), она успокаивается, но тех, кто пугаются её и пытаюстся прятаться, может и укусить. С нами он заговорил на русском, да и, похоже, все, увидев нас с рюкзаками, доброжелательно начинали говорить сначала на русском, приветствовали нас. Туристов принимают в первую очередь за русских (а не за «arzemnieki», как в Курземе), уважают и относятся очень приветливо и доброжелательно.

Собака действительно лаяла на нас со стороны дома на холме. Вспомнилась книга «Путешествие Пилигрима» и эпизод с лающей собакой… Мы миновали, не задерживаясь. Дорога от дома Риексты очень хорошая — фактически, с этой стороны дороги подходят к дому Риексты, а старые дороги через лес заросли, как на фото видна тропа на месте старой дороги, по которой мы вышли к Риексты. Правда, мы обошли Вецвилдес, не заходя непосредственно на территорию дома с его собакой. Скоро лес окончательно расступился. Мы подошли к территории частного зоопарка (Межавайроги). Вдалеке уже виднелась дамба ГЭС. Пётр хотел в тот вечер встретиться с другом в Риге, но времени было не так много. Пересеча шоссе направления на Яунелгаву, мы стали подниматься на дамбу ГЭС. Согласно имеющейся карте, по берегу водохранилища проходит дорога с твёрдым покрытием до самой ГЭС.

В 20.15 мы вышли к дамбе водохранилища около Каулини.
13 августа 2014.

В 20.15 мы поднимались на берег дамбы, перейдя по мостику дренажную канаву, протекающую под дамбой. Взойдя, сфотографировались в лучах закатного солнца.

На берегу водохранилища Рижской ГЭС. Вид со стороны Каулини.

Вроде, находились на финишной прямой…

Дамба водохранилища Рижской ГЭС. Дорога с твёрдым покрытием.
13 августа 2014 г.

Однако быстро убедились, что приключения не закончились! На берегу водохранилища дорогу преграждало краснокирпичное здание, с далеко огороженной территорией, которую пришлось обходить. Далее, пройдя по местным грунтовкам, пошли по просеке ЛЭП, и врезались в поле неких гигантских укропов — неких 3-метровых зонтичных, весьма подозрительно напоминающих борщевик Сосновского. Опять приключения, и в лучах закатного солнца пришлось обходить!

Гигантские укропы на нашем пути преградили путь…

Наконец, обошли; то, что по прямой проходится за 10 минут (от места, где взобрались на дамбу), потребовало обхода около 50 минут. Далее — путь вдоль дамбы, под шум пролетающих мимо фур.

Утомительный путь по дамбе Рижского водохранилища (из-за однообразия).
13 августа 2014 г.

В 22.00 мы свернули после моста ГЭС налево к Риге. Участок от шоссе до плотины в Дарзини мы прошли за 12 минут, при том, что по карте этот участок длиной 1,1 км. Т.е. скорость мы сохраняли вполне приличной до конца марша. В 22.20 выходим к остановке автобуса в Дарзини. 4 минуты оставалось до последнего 18-го! Итак, в 22.24 мы уезжаем на последнем автобусе с конечной точки маршрута.

Вид на правую протоку Даугавы с моста плотины Рижской ГЭС.
Время — около 22.00. 13 августа 2014.
Прошли от ГЭС до ГЭС.

Задача выполнена, путь Кегумс-Дарзини пройден за один ходовой день. 42 километра за плечами по лесам и лесным дорогам левобережья Даугавы! Весьма скудноватый паёк мы перенесли легко, но сразу заметили — как прибавились силы, когда подкрепились в пути, на завершении маршрута, немногими ягодами алычи…

Заметим лишь, что путь нам был интересен где-то до Каусупе. До этого были холмы, какое-то разнообразие. Затем — просто лесные дороги, дороги… Редкие (по масштабам Латвии) дома. Наверно, сходить сюда стоит лишь один раз. Может быть — для такого тренировочного похода, как наш, для проверки сил и возможностей. Далее, восточнее и вглубь территории по левобережью Даугавы (область Латвии, именуемая как Селия), предположительно, такие же места — обширные леса с ручьями, текущими в сторону Даугавы. У меня была даже мысль многодневного похода — здесь в целом не очень населённые леса, что даст возможность длинных переходов, без простаивания и поиска обходов у зон с угрожающей надписью «Приватипашумс». Только после похода 13 августа как-то не особо расположило это однообразие. Но, может, как тренировочный поход, и стоит сходить. Возможно — на лыжах по холмам… Тренировка длинных переходов, каковым был наш этот поход!