2016 4 мая ПВД Сплав Брасла — Гауя.

Воспользовавшись свободным днём государственного праздника, двое пилигримов решили сплавиться только на один день.

ГЭС на реке Брасла. Вдали — домик самой ГЭС. Ближе к нам — плотина.
4 мая 2016 г.

У нас уже намечена была река Брасла. На Гауе уровень воды был 1 метр выше «нулевой» отметки. Рассчитывали ехать до остановки Брасла, и там собирать лодку. Пользуясь случаем — высоким уровнем воды, решили пойти на КНБ «Свирь». За несколько дней выяснилось, что в тот же район с пешим походом идёт Арманд Берзиньш с группой. Связались с ним и договорились, что нас подвезут (и вывезут на обратном пути) на машине. Особенно для нас выгодно было то, что нас вывезут из Сигулды, как договорились (да и то, что выезжали от дома, а не тащили лодку до автобуса и не везли на такси!).

Утром этого государственного выходного дня нас забрали от дома.

Доехали до ГЭС на Брасле. Группа шла пешком до устья, и потом выезжала на машинах. А мы собрали «Свирь» и пошли ниже ГЭС. Собирали на правом берегу, чуть ниже ГЭС — там есть удобное для сборки место, трава.

Сборка байдарки «Свирь» около ГЭС Браслы.
4 мая 2016 г.

В 10.15 началась сборка. Третий раз в жизни собирал эту лодку. На этот раз, с упаковкой вещей, всё заняло полтора часа. Пока мы собирали, мимо нас обносили плотину группа прокатных двухместных пластмассовых прокатных каяков. В 11.45 я спустил лодку на воду. Немного походил по акватории.

Водомерная шкала около ГЭС Брасла.
4 мая 2016 года.

ГЭС Браслы. 4 мая 2016 г.

Собственно, походил я по водам около ГЭС, осваиваясь с судном: этот раз я решил идти с Наташей передним. Судно легко управляется, чувствовал себя на этом месте так же хорошо. Ибо одно дело — учить чему-то переднего, а другое дело — проверить: насколько ты сам будешь верно действовать на этом месте. Капитан — передний…

Идём по реке Брасла. ГЭС осталось позади. 4 мая 2016 г.
Виден Варшавскас йезис (утёс Варшавский? не совсем понятно — почему Варшавский)

Остановились в самом начале около утёса Краулюкална. Интересен не только сам утёс, но и водопады на этом утёсе. Это — так называемые сезонные водопады, которые льют свои воды только определённые периоды в году — когда достаточно воды в русле ручьёв. Однако зимой эти сезонные водопады часто превращаются в ледяные колонны. В Латвии ледопады — особая статья. Так и сейчас перед нами появился сначала Первый сезонный водопад утёса Краулюкална. Однако сейчас по нему стекал самый настоящий водный поток, ниспадая с кручи в Браслу.  Мы подходили к нему на байдарке, так, что вода барабанила по гулкой шкуре лодки.

Первый сезонный водопад утёса Краулюкална. 4 мая 2016 г.

Так же мы зашли в нишу под утёсом: вглубь толщи породы уходила узкая щель.

Первый сезонный водопад утёса Краулюкална.
4 мая 2016.

Мы подставляем нос байдарки под струи водопада.

На водопаде задерживаемся, фотографируем и снимаем видео. Замечу, что погода нам очень благоприятствовала. Так же и уровень воды в Брасле был очень хорош. Там, где в прошлом году, во время Петиного сплава, прокатные лодки скребли по мели ниже ГЭС, сейчас проход был полностью свободен для любой лодки.

Наташа на фоне утёса 4 мая 2016 г.

Однако на утёсе два сезонных водопада. Задержавшись на первом, мы пошли на второй.

Подходим по реке к пещере и сезонному водопаду утёса Краулюкална.
4 мая 2016 г.

Сейчас, при таком уровне, есть маленькая площадка, где пристать. Первым поднимаюсь я, потом — Наташа.Ранее в пещере был только Петя, Наташа тогда не могла одолеть заледенелый обрыв. Сейчас мы не спускаемся к пещере с кручи, а поднимаемся от реки.

В нише пещеры утёса Краулюкална. 4 мая 2016 г.

Сразу виден перед нами лёд, лежащий в пещере. О том, что пещера заполняется льдом, мы уже выставляли материал. Но сейчас мы видели, что лёд оставался на дне, на грунте, на «полу» пещеры, или, если точнее, ниши, или большой чаши, куда и стекает ручей.

Лёд на грунте пещеры Краулюкална. 4 мая 2016.
Виден сам ручей, стекающий от водопада в реку Браслу.

Krauļukalna ieža otrais ūdenskritums (sezonalais) 04.05.2016
Второй сезонный водопад утёса Краулюкална.

Krauļukalna ieža otrais ūdenskritums.
Второй сезонный водопад Краулюкална. 4 мая 2016 .

Некоторое время мы фотографировали водопад. Высота, как убедились, около 4 метров. Пещера — не как дыра, или ход в земле, но огромная ниша. Зимой, как мы упоминали, на этом месте вырастает громадная колонна льда. Как было во время нашего осмотра, полая изнутри.

Остатки льда на полу пещеры Краулюкална. 4 мая 2016 г.

Пещера и сам водопад очень живописны. Так же как и «первый», второй водопад так же весело изливался с кручи.

Krauļukalna ieža otrais ūdenskritums.
Второй сезонный водопад утёса Краулюкална. 4 мая 2016 г.

Вид из ниши, или, как её называют, пещеры Краулюкална. 4 мая 2016

Пещера и сезонный водопад Краулюкална. 4 мая 2016 г.

Ручей второго сезонного водопада Крулюкална и камень на берегу у пещеры. 4 мая 2016 г.

Около пещеры Краулюкална. Маленькая площадка для приставания. 4 мая 2016 г.

Сфотографировав пещеру и бросив последний взгляд на оба водопадика, мы продолжили путь. Здесь начинаются вскоре перекаты. Далее перекаты и шиверы следовали почти до места нашего перекуса и встречи с пешей группой — за 1 км. до впадения в Гаую. Нет смысла перечислять какие-то отдельные перекаты. Утёсы заслуживают отдельное внимание. Но перекаты, которые будут меняться при даже небольшом изменении уровня воды, следуют один за другим, перемежаются плёсами и нет необходимости что-то выделять особое.

С правого берега мелькает ещё утёс Яняварту, с пещерами. Мы уже не останавливались и не разглядывали его.

Впереди — перекат.
Утёсы реки Брасла. 4 мая 2016.

Утёс реки Брасла. Теперь вблизи.

Утёс реки Брасла. Теперь вблизи. 4 мая 2016 г.

Лодка показала себя очень хорошо. Так же я мог управлять ею легко, сидя передним.

Вот и сфотографированные утёсы остаются позади.

Всего 5 минут — и открывается похожий утёс.

Сплав проходил легко. Утёсы менялись один за другим. Шиверы так же следовали одна за другой .

Выставляю короткий фрагмент, который показывает характер отдельных шивер. Шиверы перемежались с длинными плёсами. Первый фрагмент нарезки — напротив рыбопитомника (вскоре после утёса Краулюкална). Последующие фрагметы шивер — около других утёсов. Выставлены по порядку.

Ещё чуть меньше воды — и на байдарке уже было бы не так легко идти, не с таким удовольствием. Напоминаю, на водомерном посте «Валмиера» на Гауе было 1 метр уровень. На самой Брасле отдельно водомерный пост мне не известен.

Пещера на правом берегу Браслы. Подход — только с воды. Были и другие пещеры. 4 мая 2016 г.

Названия этой пещеры мы не знаем. Но похоже, что достаточно глубокая. 4 мая 2016.

Временами мы нагоняли сплавляющуюся группу с прокатными лодками. Однако, фотографируя интересные места, пропускали их вперёд.

Наши спутники, идущие пешком.

После 13 часов мы увидели наших пеших спутников: пешая группа с Армандом занялась трапезой, и мы пристали к ним, заметив на берегу.

Наши спутники, идущие пешком. 4 мая 2016.

Четвероногое.

Место перекуса — около 1 км. от устья Браслы.

Перекус длился недолго, и в 14.15 мы продолжили путь, договорившись встретиться в Сигулде. Чуть ниже нас по течению стояла и группа прокатных лодок.

От этого места до устья всего лишь около 1 км. При подходе к Гауе оказалось, что Брасла промыла себе прямую дорогу: там, где раньше были извилины берега, Брасла впала в Гаую напрямую — промыла узкий перешеек, ранее отделявший Браслу от Гауи. Образовался новый остров.

Итак, мы вошли в Гаую. Сразу почувствовалась мощь: Гауя полна воды. Как-то стало особо торжественно: тишь — и река одновременно несёт, увлекает тебя. Это — не летняя речка Гауя, это была полноводная, широкая и мощная река!

В 14.30 мы вошли в Гаую. Река в полноводье. 4 мая 2016 г.

На просторе реки видна была вёсельная распашная лодка с молодой парочкой. Люди шли и так же наслаждались потоком, даже не работая вёслами.
Миновали остров, на котором Пётр в июле прошлого года, во время похода с людьми из «Благой вести» делал обед. От острова остались два небольших острова — всё было затоплено…

Гауя весной. 4 мая 2016 г.

От себя замечу, что движение по этой полноводной Гауе было не меньшим впечатлением, чем прохождение шивер Браслы. Эта мощь потока, увлекающего к морю — в этом есть что-то с чем-то. То, что сверх описания слов. То, что передаётся лишь как нечто сакральное, духовное. Иногда мы работали, иногда смотрели проносящиеся окрестности и наслаждались.

Вокруг — распускающаяся листва… Тёплое дыхание ветра. Гауя 4 мая 2016 г.

От устья Браслы до Сигулды — 12 км. Мы делали ещё одну остановку, вышли на берег, выпили по кружке чая и перевели дыхание. Мы могли идти быстрее, но просто насладились и этой остановкой, весной.

Гауя. Весна 2016. Май.

Горы на левом берегу Гауи при приближении к Сигулде. 4 мая 2016.
Приближаясь, мы всё размышляли — где там гора Художников. В итоге пришли к выводу, что это — иная горка, чем Художников.

При приближении к Сигулде на левом берегу появляется очень характерная горка. Мы стали размышлять — это гора Художников или нет? Пришли к выводу, что нет. Однако горка очень характерная. Раньше, ещё во время сплавов 2005 года, и раньше, мы всегда делали в виду этой горки остановку перед городом на характерной отмели. Последний перекус и передышка, иногда — фотосессия.

Однако когда в прошлом году мы проходили этот участок реки, оказалось, что отмель уничтожена при прокладке, как понимаю, газопровода. Или при обновлении трассы газопровода. Конечно, жаль. Место по-своему было примечательное — как раз в виду этой горы (на фото выше).

Майская река Гауя. Gaujas upe.

Поэтому мы сделали остановку (просто подышать воздухом весны) чуть позже того места. Правый берег не такой удобный, как та песчаная коса на левом. Но всё-таки…

Остановка на правом берегу Гауи. 4 мая 2016 г.

Река Гауя и наша байдарка «Свирь».
4 мая 2016 г.

Передышка заняла мало времени, всего около 10 минут. И снова река понесла нас. Появился левый приток. Сначала — река Дауда. Потом, перед самой Сигулдой — Вейупите. Именно над Вейупите находится настоящая гора Художников, с великолепным видом на реку.

Левый приток Гауи при приближении к Сигулде. 4 мая 2016 г. Дауда.

Наконец поворот, и перед нами прямой участок реки с башнями Турайдского замка в конце его.

Прямой участок реки перед Турайдским замком. Башни местечка Турайда видны издалека. 4 мая 2016 г.

Башни приближаются, их можно легко взять оптикой…

Башни Турайдского замка. Вид с реки.

Ближе к Турайде река снова поворачивает. В этом месте поднимается встречный ветер, даже на какое-то время мы поняли, что ещё не лето — стало свежо от этих порывов… Так же замедлилась, в меру, скорость движения судна.

Турайда с воды. 4 мая 2016 г.

Башни замка Турайда. 4 мая 2016 года. Пейзаж с воды.

Впрочем, «Свирь» имеет даже меньшую парусность, чем «Таймень». Вот на надувной здесь немного пришлось бы попахать.

Около 16.10 мы зачаливаемся на правом берегу, на традиционном месте завершения сплавов туристов-водников.

Завершение сплава по Гауе. 4 мая 2016 г.

Ещё раз наблюдаем пейзажи реки. Появились двое рыболовов. Но в целом река ещё пустынна, ещё «не сезон».

Гауя около Сигулды. 4 мая 2016 г.

Конец сплава по рекам Брасла и Гауя. 4 мая 2016.

Созваниваюсь с Армандом. Договариваюсь о времени. К его приезду лодка была уже в рюкзаке. До свидания, Гауя!
Именно по реке мы прошли 12 километров за ходовых почти ровно полтора часа. Т.е. шли со скоростью (средней!) 8 км/ч. Т.е. при необходимости или желании можно было идти быстро. Собственно, мы думали «попахать» на Гауе этот участок. Но когда увидели — как река несёт, то успокоились и шли, наслаждаясь.

Брасла. Вид из пещеры утёса Краулюкална. 4 мая 2016.

———————————————————————————————————————

Маршрут очень интересный, логичный: от моста или от ГЭС Браслы — по реке Брасле, потом по Гауе до Сигулды. В высокую воду можно идти на КБ или КНБ. Шиверы, перекаты, необходимость маневрировать. В то же время — река не настолько полноводная, чтоб представлять серьёзную опасность. Рекомендуем для тех, кто уже имеет навыки владения веслом.

В низкую воду река проходима для пластмассовых судов, которым не страшна «шкуродёрня», так же — для надувных. Естественно, что на пластмассовых прокатных лодках идут люди без опыта. О походе по Брасле с участием Петра на прокатных лодках мы уже писали. Тогда начинался поход даже от Страупе. Можно идти и от Страупе на КБ. Однако обилие завалов, конечно, не очень полезно для КБ. При том, что вполне одолимо пластмассовыми судами. В очень большую воду для чайников этот маршрут будет небезопасен: если в нашей команде было два киля в низкую воду на завалах, то что ожидать, если скорость течения будет стремительна и увлекать под препятствия? Летом идите спокойно: преодоление препятствий будет как ещё одно приключение. Естественно — спокойно, но внимательно! Не переворачивайтесь! :)