2016 авг ПВД Пеше-водный поход одиночный Лугажи-Стренчи.

Называю поход «пеше-водным», деляю это немного с юмором. Ибо пешая часть была, практически, не запланирована.

Цель похода была река Седа. В марте 2014 года вместе с Наташей мы обследовали её верховья и заключили, что сплав здесь возможен при высоком уровне воды. После рекомендации супруги «проветриться» в походе, я выехал в таковой. Накануне, изучая сводку обстановки на реках Латвии, я увидел, что на реке Седа уровень выше, чем был этой весной. И решил пройти давно, уже более, чем 2 года назад, намеченный маршрут по Седе.

12 августа. Пешая часть и начало водной.

Однако так вышло, что собирался с утра быстро. И в рюкзак попало слишком много лишних вещей. Только проезжая в дизеле я задумался: ведь сводка по Седе даётся на основании показаний водомерного поста в Олери. А Олери — это примерно 1/3 часть от устья! Будет ли высокая вода в верховьях? Впрочем, ещё дома прикинул, что если в районе Лугажи сплав будет нецелесообразен, или невозможен, то я пешком иду к мосту шоссе Рига-Валка, и иду оттуда, с которого, по утверждению некоторых источников информации по водному туризму «сплав возможен в любое время года». Такой был мой план.

Итак, выехал я дизелем. Утренний дизель 6.20 теперь ходит только до Валмиеры — сократили. До Валки пришлось ехать следующим дизелем, 10.38. И только около 14 часов я был в Лугажи.

Проезжая по мосту через Седу, я ахнул: река заросла настолько, что движение по ней было бы проблематичным: и заросли по берегу, и заросли в русле, в самом русле: водные растения стелились по течению, заполняли толщу весьма мелкой сейчас воды речки.

Река Седа. Вид с железнодорожного моста 12 августа 2016.
Русло реки заросло водными растениями. Сплав возможен на малом судне, но нецелесообразен, в отличие от весеннего состояния реки.

Имеет ли смысл идти по Седе — даже по запасному варианту, от шоссе?

Лугажи… Место было знакомое по марту 2014 года, когда мы с Наташей пришли сюда после осмотра Валги и Валки. Тогда мы шли до Седы по просеке ЛЭП. И сейчас я , не тратя времени, пошел от станции, и перед ЛЭП свернул в лес, постарался выйти до просеки. Первая задача была — просто оперативно, не теряя времени выйти на разведку к реке, и посмотреть возможность движения по ней. Но до чего тяжелый рюкзак! Лес здесь густой. Пройдя через участок леса, я упёрся в просеку. Как подумал тогда — в искомую просеку. Но на ней творилось «нечто». Густой кустарник, плотно сросшийся так, что пройти было весьма трудно. Я с удивлением вспоминал как мы были 2 года назад. Вроде, не было так густо. Неужели за 2 года выросло ТАК? К тому же казалось, что просека направлена как-то иначе, чем мы шли тогда, в марте. Но, вспоминая тот поход, никак не мог допустить ошибки, ибо очень хорошо помнил, что со стороны станции Лугажи от полотна дороги была одна лишь ЛЭП.
Итак, я сбросил рюкзак в лесу в надёжном месте и пошёл на разведку. Двигаясь по просеке, увидел, что места явно не совпадают с тем, что было в 2014, как и направление просеки. Пройдя по зарослям, я упёрся в водоём.

Водоём в лесу около Лугажи. По берегам — труднопролазные заросли.

Водоёмы в районе станции Лугажи. 12.08.2016

Неужели сумели за это время прорыть? Стал продвигаться вдоль водоёма. В это время мой телефон, наконец-то, стал принимать нормально сигнал GPS, и я сориентировался по гуугл.мапс. Оказалось, я действительно находился не в той точке — я уходил на 45 градусов от направления, по которому от ж/д надо было идти, как намечал. Забегая вперёд, просто поясню: действительно, с северной стороне к ж/д дороге подходила одна ЛЭП, но за дорогой провода раздваивались и шли в двух направлениях. Пройдя сквозь лес, я упёрся в ближайшую просеку и пошёл по ней. Грубая ошибка, компаса в руках не было, телефон всё никак не мог раскачаться… А когда навигатор заработал, понял в чем дело. Впрочем, к тому моменту уже вышел ко второй просеке ЛЭП, «настоящей», где были с Наташей в 2014 году. Вот и знакомые места. Но как же они изменились! Не мудрено, что трудно было сориентироваться — при том, что и в 2014 около ж/д просека была закрыта густейшими кустарниками. Враг не пройдёт!!!

Однако теперь я шел по знакомому руслу канавы мелиорации, где было очень много растительности, и почти не было воды. Вот и Седа. Конечно, можно протолкнуться на моей лодке — вода была, не мель. Но… Растительность!

Седа напротив станции Лугажи в августе 2016.

Место «Т-образного» слияния мелиорационной канавы и реки Седа — в месте, где в 2014-м мы с Наташей выходили в марте.

Рогоз, камыш — в изобилии покрывали русло Седы. Продвижение по Седе сейчас было бы именно проталкиванием сквозь заросли. До ж/д — около 5,5 км. Не было смысла идти. Да, весной, когда будет срезана льдом вся растительность — тогда идти можно (в 2014 воды было несравненно больше — тогда была именно речка, по которой можно идти на байдарке, о чем можно посмотреть в упомянутом отчете — в фильме). Но сейчас — было бы неразумно, либо для «маньяков», конченных энтузиастов.

Поразмыслив, я решил: поскольку та картина, которую я видел с дизеля, подтвердилась, то и идти ниже моста шоссе — не стоит. Да, можно продвигаться, особенно учитывая, что русло изменено искусственно. Но это будет не так быстро. Может быть, дойду до Даксты. А если нет? Если река заросла больше, чем это позволяет дойти до Даксты? А такой вариант возможен.

Итак, взвесив всё, я решил идти туда, где имеет смысл идти сейчас — на Гаую. Вернулся к рюкзаку (пошёл дождь). Выпил кружку чаю, съел батончик… Поднял рюкзак, и пошел обратно. Но на ж/д — не налево, а направо.  Туда, где виднелся переезд дороги Валка-Смилтене.

Мой путь от станции Лугажи к переезду. Некоторое время шёл дождь. Одев водозащитную куртку, я продолжил движение. Затем тучи ушли, и передо мной ракинулась над полем вот такая радуга.

Выхожу за границу города. Шоссе в сторону Гауи.

Собственно, для меня была небольшая проверка, о которой я раньше задумывался. Мои друзья ходят в походы с весом 40 кг (пеше-водные, с дальней пешкой). Вот и проверил себя… Нести такой груз могу. Но насколько много — не знаю. В 2013 дала себя знать спина, которая стала болеть ещ1 в 2006-м — во время работы водителем общественного транспорта. Насколько сейчас могу идти с весом, как раньше? Да, смог. Но не так легко, как хотелось бы, как выходило в молодости…

Взгляд назад — город Валка остаётся позади. Собственно, я шел по городской территории, и оставил её.

Когда проходил место пересечения дороги Валка-Смилтене с рекой Седа, с удивлением обнаружил, что река здесь выглядит куда шире и полноводнее, чем в районе станции Лугажи. Видны были бобровые плотины (одна — 100%, в прямой видимости с дороги). Ещё в 2014-м я предполагал сплав именно от Лугажи, просмотрев на спутнике, что выше по течению есть завалы. Но судя по тому, насколько трудно добираться от станции до реки, сплав, наверно, лучше проводить от шоссе. Плотины небольшие, вполне легко перетаскиваются, к примеру, пакрафтом.

Река Седа, вид с дороги Валка — Смилтене. 12 августа 2016.

На попавшейся остановке расписания не было. Что-то я и напутал, на этот раз не из-за мобильника, а неправильно посмотрев в интернете — не рассмотрел — когда именно по этой дороге пойдёт автобус.

Встречные местные жители приветствовали меня, я тоже им улыбался в ответ… Женщина на велосипеде сказала по-латышски: «Бог в помощь!» Вспоминаю это тепло людей, вспоминаю и сам тот переход, и насколько Бог был тогда близок. :) Конечно, это интересно. Просто приключение не совсем обычное.

Моя дорога, шоссе Валка — Смилтене.

Но, пройдя несколько километров, обнаружил по расписанию на остановке, сверился с интернетом после уточнения рейса, что в попутном направлении пойдёт вскоре автобус. Оставалось, правда, ещё около получаса. А впереди видны уже были провода больших ЛЭП. В том месте левее уходит грунтовка — к Гауе, до которой уже оставалось немного. Решил: если успею, то пойду по той грунтовке (где машины не ходят так часто), а если не успею — то тормозну автобус (автобусы в этих удалённых от городов местах обычно в хороших отношениях с голосующими). И что? уже по времени я видел, что не двигаюсь так быстро. Мой навигатор мобильного аппарата HUAWEI P8 Lite показывал билеберду… И я просто проехал на автобусе эти 2,5 км, оставшихся до намеченной точки. Шофер посочувствовал мне, пожалел, что не может больше ничем помочь, прикинув мой рюкзак… Я не поехал до моста через реку, но доехал, как наметил ранее, до Зиле. Кстати, не жалею ни грамма, и благодарю Бога, что дал принять такое решение.

На остановке раздался звонок: Наташа интересовалась — как у меня дела. Поговорили, и я продолжил путь. От остановки дошел до посёлка Зиле с несколькими дворами и вышкой связи. Всего около километра.

Посёлок Зиле.

Посёлок Зиле. Хотя посёлком его очень проблематично назвать. Точнее — место, населённый пункт. Населён — несколькими дворами.

Здесь проходят какие-то «природные тропы» с щитами информации только на латышском и английском, будто английский для латышей государственный.

Странно в такой глуши видеть указатель «тропы».

Около реки много стариц, среди которых и проложены тропы. Просто даже как-то смешно: люди идут по подготовленным, специально оборудованным тропам под названием… «природных»!!! Хорошо хоть, не заасфальтированные. Но сейчас мне надо было выйти к реке, чтоб надуть лодку, собраться и стартовать. Места, кстати, были достаточно глухие. Трудно представить, что кто-то специально поедет сюда смотреть «природные тропы». Особенно учитывая абсолютное отсутствие туристической инфраструктуры. Кто захочет видеть «природные» тропы, тот и пойдёт по природным, а не по «природным» тропам, неким просекам и расчищенным от бурелома, от просто упавших деревьев и даже травы и веток широким и просторным тропинкам.

Я уже иду мимо стариц Гауи. Самой реки ещё не видно, но старицы здесь очень сильно разветвлённые (по масштабам Латвии). Здесь есть щиты информации на нерусском языке.

Поискав немного (навигатор здесь хорошо работал, но интернет качал плохо — навигатор показывал по скачанной ранее карте), я для сбора лодки расположился на прекрасной поляне с дубом.

Моё место «стапеля». В нескольких стах метрах от спуска в воду, зато почти без гнуса. На фото — мой рюкзак, с которым шёл от Лугажи.

Наконец, лодка надута, приготовлена.

А спускать лодку решил в местечке метрах в 200 от поляны. Там тропа словно уходила в реку. Но среди густой травы у реки кружило много комаров и мошки, поэтому и собирался на воду на поляне. Пока надувал лодку, услышал крики с реки: кто-то сплавлялся. Всё-таки пятница.

Однако в целом места нетронутые, более людей я не реке до моста не встречал. Спуском занялся в 19.30. И скоро лодка заскользила по поверхности Гауи. Здесь я ещё раз позвонил супруге, уже спокойно: лодку несла река, я шёл по маршруту…

Движение по Гауе. Начало пути.

Время около 19.45. Иду спокойно, звоню домой.

Думаю, нет смысла описывать живописные берега и пр. День заканчивался, и я ожидал встретить группу, которая прошла по реке — я их не видел, а только слышал громкие крики. Однако никого не было на реке. Солнце клонилось.

Гауя первые километры ниже Зиле.

Гауя первые километры ниже Зиле. Время — 19.58
Ищу стоянку.

Зная, что иногда бывают ситуации, когда места для стоянок «пропадают» именно тогда, когда минуешь хорошую с мыслью «не последняя», я решил не затягивать с местом стоянки. На правом берегу увидел стоянку и пристал. Из чащи временами доносился рёв животного — вроде, быка. Беседка на уютном берегу, кострище, в глубине — маленький домик неизвестного архитектора.

Официальная стоянка на берегу реки Гауя. Место моего ночлега 12 авг. 2016

Предупреждение о выпасе скота и о том, что стоянка, или ограда сделана на средства ЕС.

Так же виднелась проволка электропастуха и табличка, предупреждающая о выпасе скота, и о том, что ограда проведена на средства Евросоюза.. Решил, что лучше сегодня не найду и встал лагерем. Недалеко от кострища были старые ольховые дрова, из которых нижние поросли грибами, как ни удивительно — в целлофане сухая достойная растопка и спички. Но я знал — что такое ольха и стал искать дрова. Поскольку путь вглубь леса был закрыт, сходил на лодке, до разгрузки ещё, за дровами на другой берег.

На другом берегу вопрос дров решился полностью… Не так удобна была транспортировка.

На левом берегу я загрузил лодку дровами. Видна на противоположном берегу моя стоянка, где расположился.

Везу дрова в лагерь и рулю…

И вот лагерь готов… Ревущее животное увели примерно к 22.00 . Тихий прекрасный вечер спустился на берега Гауи.

У костра я посмотрел СМС от Грея — приглашение участвовать в гонке на Рижском канале в воскресенье. Я связался с супругой, предложил ей присоединиться и, взвесив всё, принял решение и сам. Т.е. послезавтра мне надо было быть в Риге, чтоб участвовать в гонке. Немного попел, поел и попил… :) Чаю, естественно.

Немного задержался у костра: ждал обещанный и разрекламированный звездопад. Однако за 2 часа вечера увидел лишь 2-3 падающей звезды…
Но вечер был потрясающий. Млечный путь распростёрся надо мной. Закат ещё светлел, небеса были синие, светлые…

За день пройдено: пешком — около 10 км., чисто По воде: 2 км. от спуска лодки до ночевки.

Звездопад.

Ночью я вышел из палатки около 2.30 . Не холодно, около +10Ц. И задержался, глядя на небо. Так хотелось увидеть настоящий звездопад! Однако его не было. Наконец, пролетела звёздочка…

К некоторому разочарованию, звёзды «падали» не с длинной траекторией, а с короткой. Т.е. прочерчивали небо не длинной трассой, а просто лишь вспыхивали короткой чёрточкой на небе. Тем не менее, за 20 минут прочертили так небо около 7 звёздочек, в том сегменте неба, который я мог разглядеть. Так же и высмотрел и точку на небе, из которых звёзды разлетались — где-то в районе созвездия Кассиопеи.
Ближе к 2.50 я вновь пошел спать. Всё-таки реклама в СМИ этого метеорного дождя оказалась несоответствующей истине. За жизнь я видел зрелища куда эффектнее и величественней — и в Лиепае, и в Забайкалье.

13 августа. Сплав по Гауе. Возвращение в Ригу.

Первый раз я проснулся и встал в 5.45. У меня было на сердце выйти на воду раньше — пока не начался дневной ветер. Утро обычно тихо. Сфотографировал туман на реке… Однако ещё немного полежал, и в 6.30 встал.

Утро на Гауе 13 августа 2016. Время — 5.50

Гауя в 5.50 утра.

Лагерь в 6.50

Гауя в 6.50. Появляются облака-тучи.

Тем не менее, выйти на воду удалось только в десятом часу.

Проверить меня прилетел адмирал.

Деревья около моего ночлега облюбовали множество птиц.

Движение по Гауе… Безусловно, река живописная. Но, конечно, для гребца — немного монотонная. Животных я не видел, хотя обычно мы видим всякую живность, пусть и мелкую. Так же и уточек я видел всего пару раз… Менее, чем через час дошел до моста шоссе Валка-Смилтене. Получалось, что я иду с очень хорошей скоростью — около 7 км/ч. Однако воды в реке было очень много — высокий для лета уровень. Так что течение было на моей стороне.

Гауя недалко от начала движения. Плавник…

Мост направления Валка — Смилтене. Здесь начало накрапывать при голубом, чуть белесом небе.

Вот на таких посудинах сплавляются по Гауе.

После моста я увидел тех, кто, предположительно, и проходили вечером мимо меня по реке: какое-то интересное судно вроде то ли лодки с палубой, то ли понтона стояло за мостом на официальной стоянке у реки. На палубе были сиденья: люди ехали «с комфортом». Я не хотел таких попутчиков, и чуть поднажал на весло.

Около моста стал заметен и ветер, и начался дождь.

Гауя… Здесь она широкая.
Небо покрывает белесая пелена. По берегам — высокие сосны. Можно представить, как они временами падают с подмытых берегов в реку, перегораживая её на несколько минут, пока поток не снесёт их вдоль берегов, дополняя уже вытянутые вдоль берегов скелеты деревьев.

Интересно, что дождь начал капать, когда не было даже туч — только светлая белесая пелена. И капли дождя при голубом белесоватом небе! Однако далее дождь то усиливался, то слабел. Солнце ещё какое-то время светило, потом тучи стали конкретнее и конкретнее… Ещё у моста Наташа, позвонив, сказала, что в Риге уже наступила полнейшая осень. Идёт дождь, сыро, пасмурно и тоскливо. У меня в тот момент ещё было лето. Однако всё стало «выравниваться». Около 12 часов, встав на привал и на чай, я уже должен был одеть желтый костюм для защиты от дождя и ветра. А ветер стал дуть, по закону подлости, навстречу.

Когда я пристал в устье левого притока Вия, дождь лил как следует, время 13.40.

Вид места впадения притока Вия с воды.

Вид на Гаую с места официальной стоянки около впадения реки Вия и утёса.

Левый приток Гауи — Вия впадает в месте большого поворота Гауи.

Я осмотрел утёс Канкаришу. Вия- крупный приток, река, по которой можно так же сплавляться. Правда, не знаю — от какого места. Для меня был интересен и утёс Канкаришу.

Утёс Канкаришу на реке Вия, в месте впадения Вии в Гаую.

Река Вия. Вид с утёса Канкаришу.
По реке Вия возможен так же сплав.

Здесь я стал смотреть по интернету (связь была) транспорт на Ригу. Был выбор — или ехать завтра, или сегодня вечером. Если завтра, то мне предстояло поставить лагерь под дождём. Не хотелось… Подошёл рыболов, поговорили с ним — он удивлялся, что такой высокий уровень воды летом. Но для меня высокий уровень означал высокую скорость.

И я шёл по реке — то под дождём, то дождь прекращался. В 15.20, когда пристал выпить чашку чая, стало светлеть, марево дождя стало рассеиваться. Впереди на реке гудел мотор. Когда я пошёл дальше и поровнялся с транспортным средством, оказалось, что это понтон с мотором. Человек махал мне рукой, приветствуя, и я поприветствовал его. Здесь находится переправа. Настоящая переправа. Только не знаю — переправляет ли она что-то, кроме людей. А понтон, с которого моторист приветствовал меня, как-то трудно представить перевозящим машины. Так же и ещё пару, похоже, понтонов, маловаты для перевозки машин. Однако и на карте место называется «Парцелтуве» — «переправа». (если точнее — Pārceltuves — переправы). Возможно, для местных здесь важно для работы, или по своим делам часто переправляться с берега на берег…

Впрочем, рано я расслаблялся. Не так много времени — и дождь хлынул с новой силой. По навигатору телефона то получалось, что я несусь с большой скоростью, то вдруг не мог преодолеть каких-то пары километров. Всё-таки достаточно неудобно оценивать расстояние по появляющейся мерной шкале расстояния на экране. Или пока, возможно, просто не научился это делать. Или всё-таки сама программа несовершенна.

Недолгий перерыв, когда не было дождя. Попил чаю с батончиком…

Если бы я шел без каких-то планов на эти два дня, я бы просто дошел бы завтра (воскресенье) до Валмиеры, и, остановившись в месте порога с трассой, и приведя лодку в порядок, помыв от песка и просушив, пошел бы или на дизель, или на автобус (автостанция — у моста в центре города). Но завтра в 16.00 — начинаются соревнования на канале. И я решил завершать сегодня. Конечно, здорово было бы провести ещё одну ночь в спокойствии. Ночь под дождём меня не пугала. Просто не хотелось бы задерживаться, если далее будет тотальный дождь. Словом, я решился. И только старался выйти на последний автобус в Стренчи в сторону Риги. Дождь действительно меня подогнал. Тем не менее, я понял, что не успеваю в центр Стренчи. Снова хлынул дождь. Это совсем мне не нравилось!

Посмотрев по карте, я понял: мне не обязательно идти за мост в Стренчи ещё километр. Да, я мог бы не успеть тогда на автобус — сроки на грани возможного. Но можно просто завершить сплав, чуть не доходя моста в Стренчи! Недалеко от глубокой излучины реки — там, где подходит дорога от Седы, там, где населённый пункт Шалкас, должна быть остановка, и нужный мне автобус (направления Валка-Валмиера) обязательно должен остановиться там. Решил — сделал. Присмотрев по тому же навигатору по Гуугл.мапс место, где дорога подходит тк реке, я и пристал.

Место, где смотрел навигатор и обстановку. Время — 17.19
Я стою на острове. На карте видно шоссе сообщения Валка-Валмиера. В левой части скриншота — грунтовка , подходящая к берегу Гауи, где я решил заканчивать. Ибо после неё меня ожидала ещё чуть ли не километровая, или больше, дуга по реке, потеря времени. Вообще-то, место лучшего причала я пропустил и пристал в самом конце дороги.

Как позже выяснилось, не на самом рациональном месте: крутой травянистый берег. Только забраться на него было нелегко. И невозможно помыть от песка лодку! А лодка производства «Дракар» боится именно песка!

Тем не менее просто как стоянка место было отличное. Столик, на котором расположил укладываемые вещи.

Мой финиш на берегу реки Гауя. Время — 17.51
Скоростная укладка лодки…

И вот я шагаю уже по дороге в направлении к шоссе. Мимо Стакльупите — правого притока Гауи. Дождь прекратился.

Я выхожу на шоссе в месте границы городской территории Стренчи. Рядом протекает ручей.

Расчет оказался полностью верным. Да, я вышел на остановку. Только фактически, я был в черте города, или просто населённого пункта Стренчи. Вот и автобус, к его приходу я пригладился, а то внешний вид у меня был, после всех дождей, как у Бармалея. Как оказалось, именно эта машина идёт далее до Риги. Я даже не вынимал в Валмиере рюкзака из багажного отделения.

Кинотеатр в городе Валмиера. Город — местный районный центр. Ещё год назад мой приятель хотел показать мне на этом фасаде оставшиеся с советского времени характерные украшения, барельефы советского времени, и — не смог. Они были сколоты, уничтожены. Остался только видный на фото центральный барельеф, по смыслу более нейтральный. Так сказать, «декоммунизация». Теперь там, где были два других барельефа, справа и слева, лишь пустое место. Ломать — не строить. До сих пор вместе со скульптурами ломают государственность, оставшуюся в наследие от России и Союза. Зато морды фриков из «Ледникового периода» представляют собой «культуру» современности республики. Своего нет. Что-то в этом символичное…

Около 21.45 я вышел у Дома Мебели в Риге.
Второй день, согласно лоциям, я прошел по реке 41 км. Средняя скорость в движении составила ни много, ни мало 6,83 км/ч. Для надувного судна, при частом встречном ветре, когда лодка, если не грести, останавливается на реке, очень хороший показатель. Да, течение было тоже хорошим. Однако неполных 7км/ч — очень хорошее число для любой надувнушки (напоминаю, у меня был «Тиман-3,4″ литовских производителей «Дракар«)

Уже в том же году мы с Наташей прошли этот же участок Гауи , включенный в более, чем 320-километровое путешествие.