1981 октябрь 10-11 ПВД Поход в районе ст. Йерики

На фоне древней долины Аматы. 1981 г.

Этот поход — самый первый Петра в группе, с ночевкой. Поход был от турклуба РПИ, с которым Петр и стал далее ходить в походы многие годы. Ранее Петр ночевал с отцом на лодке на озере, в палаточном городке — в мокрой брезентовой палатке под дождём. Но вот так, организованно, со всеми преимуществами спортивного туризма — впервые. Далее — от первого лица…

… Для меня поступление в РПИ заранее было связано с походами и турклубом. Ещё по рассказам сестры и брата я знал о спортивном туризме. Впрочем, «с младых лет» горел книгами о путешествиях, о первооткрывательстве и приключениях, даже при том, что в семье был ограничен в самостоятельных походах. Однако мой отец, Василий Кириллович Лунев, привил мне любовь к природе, к пешей ходьбе и походам. Итак, в 1981 я поступил в институт.

После поступления, по традиции тех лет, я провёл месяц в колхозе, с институтской группой. Можно сказать, что колхоз был для нас удачным: нам после отчисления 25 рублей на строительство Памятника Освободителям Риги выдали на руки заработанные 125 рублей (потом сдавали ещё символические комсомольские взносы…) У других институтских групп даже такого не было. Кто-то остался ещё и должен колхозу, где работали — за еду. Впрочем, никто тогда не гнался, чтоб взыскать долги. А колхоз воспринимался как должное приключение. Добавлю, что 125 рублей для нас были очень чувствительные деньги.

Первые выходные после колхоза я съездил в Лиепаю к родителям. И вот я на учебе… Уже с некоторым нетерпением ждал среды — на досках объявления в институте висели объявления о приёме в туристский клуб. И вот в среду я к 18 часам пришёл в 301 аудиторию. Сомнений в выборе у меня не было — конечно же, я записался в водную секцию… Это было 7 октября. И сразу узнали формальности — первый поход состоялся в конце этой же недели. В четверг на ул. Вальню-30 на складе получили рюкзаки, спальники, ещё что-то (у руководителя — палатки), и в субботу после занятий отправились в поход.

На дизеле доехали до Йерики. Тогда длинные поезда, ходившие раз 6 или семь в день, были полны людей. Мы вышли на станции, когда было темно (короткие осенние дни), полные радости, энтузиазма, в предвкушении прекрасного. И, признаюсь, не ошибались …

Руководителем группы (как сейчас принято говорить, «инструктором»), был Сергей Николаев. В те времена подавляющее большинство в клубе действовало на общественных началах, только пару человек подрабатывало в спортклубе на каких-то работах по оформлению каких-то бумаг. И термин «инструктор» вообще не применялся — мы же не зарабатывали, и у руководителей никаких особых привилегий, кроме ответственности за людей (в том числе и уголовной), в отличие от других членов группы, не было. Пройдя непосредственно город, заправку, мы пошли в тьму. За городом Йерики, на окраине среди частных домов, фонари исчезали. Среди дубов нас вела, постепенно куда-то понижаясь, дубовая аллея.

Дубовая аллея в Йерики. Тропа в сторону базы турклуба РПИ в 80-х. Фото 2006 г.

Вот дорога просто заканчивается, упираясь в лес недалеко от хутора, где пришлось удаляться от дома, где лаяла собака. И мы вступили в лес. Немедленно очутились в чаще. И стали спускаться вниз по нашим северным джунглям, среди рытвин и оврагов к шумящей внизу реке. Собственно, почти сразу стала заметна тропа-»серпантин», протоптанная, как позже выяснилось, множеством ног туристов РПИ. (здесь проходил путь на базу — хутор Эннес, который турклуб арендовал у местного то ли колхоза, то ли ещё какой-то организации). Но вместо переправы мы, как запланировано было на этот раз, пошли вдоль реки Кумада по правому берегу. Примерно напротив утёса Сесилю (я помню, что утёс проглядывался во тьме) есть ровная площадка, где хорошо разбить лагерь.

Sesīļu klintis — утёс Сесилю, река Кумада. Фото 2013 г.

Собственно, утёс я хорошо запомнил когда встали утром — палатки были, вроде под утёсами, а вот другие подробности… Возможно, по какому-то мосту или естественному мосту переправились на левый берег реки под утёсы, но на утро снова были на правом и по тропе, которая и сейчас известна всем туристам Латвии, пошли вниз по течению. Добавлю, что места эти и сегодня интересны в том числе и нам. Рассказ о походе в те места 2013 года.  Для меня в тот раз было интересно уже то, что палатки накрывались целлофаном.

Это фото интересно тем, что донеслось с тех лет, 80-х… Так что простите за качество.
11 октября 1981 года, Серёга Николаев у костра. Утро второго дня.

Все мы шли радостно и с энтузиазмом — молодые студенты… Впрочем, знакомились друг с другом постепенно. Сразу с утра обратил внимание, что некоторые девушки умело кололи дрова (некоторые уже шли в поход не в первый раз). А именно — это была Таня Яблонская.

Таня Яблонская колет дрова…
Признаюсь: оставляю это фото просто исключительно как хоть что-то дошедшее с тех пор. 11.10.1981

После завтрака отправились в путь. Шли по правому берегу Кумады, приближаясь по тропе к Амате. Вот и видна Амата. Здесь потребовались усилия на переправе. Слава Озолинь выглядел бывалым и умелым. В высоких рыбацких сапогах, внешне задумчивый и авторитетный… :)

Наконец, мы переправились через Кумаду. Далее шли вдоль Аматы. Воды в реке было не так много. По пути разговаривали о прохождении порогов. Ранее я читал, слышал от других о сплавах именно по рекам с порогами. Сейчас я смотрел на пороги, представлял как они наполняются водой, расспрашивал Сергея, представлял — как это выглядит весной. путь был нелёгким у реки. И вот мы стали подниматься по крутому склону вверх. Здесь у реки Амата — глубокая долина. И мы штурмовали этот крутой склон. Одно из переживаний, достаточно запомнившееся в тот поход. Поднявшись, мы остановились. Вдоль обрыва проходила колючая проволока — забор для скота. Здесь, на фоне прекрасных осенних пейзажей, мы и сфотографировались…

На фоне древней долины реки Амата. 11 октября 1981 года. Место — в районе Инцены.
Сергей Николаев, Слава Озолинь, Володя, Алексей, Оля Полицковая, Петя Лунев.

Сейчас пришлось поколдовать с фото. Старая советская цветная плёнка (то ли свемовская, то ли тасмовская) передала цвета не лучшим образом. Но до сканирования негатива я ещё не добрался…

Вот мы, где-то в районе Инцены на берегу древней долины Аматы. Саша (Лаптев?), Сергей Николаев, Таня Яблонская, Слава Озолинь, Лёша, Володя, Оля Полицковая и Вася Шлесерс.
11 октября 1981 г.

Слева направо: Саша (Лаптев?), Сергей Николаев, Таня Яблонская, Слава Озолинь, Лёша, Володя, Оля Полицковая и Вася Шлесерс.
11 октября 1981 г. Место недалеко от Инцены. Позади группы — долина реки Амата.

Не буду описывать всего маршрута… Собственно, сейчас не помню уже — где мы проводили обед. Вроде, шли вдоль порогов участка ниже Звартес. Затем поднялись на него. И какое-то время осматривали окрестности  с утёса… Последующие фотографии интересны именно тем, что сделаны тогда, в 1981 году, любительским фотоаппаратом «Зоркий-4″. Впрочем, интерес к цветной фотографии тогда стал моей дополнительной профессией (проработал более 7 или даже 8 лет… :) ) Итак…

Ели наклоняются над пропастью. Некоторые уже обрушились с обрыва. 11 октября 1981 года. Площадка около утёса Звартес йезис.

Поднявшись на площадку Звартеса, мы измеряли пульс. Спрашивали друг друга — «Как у у тебя? А как у тебя?» Вид и тогда открылся более, чем прекрасный. Я ставлю несколько фотографий. Увидев этот утёс, ранее известный мне по открыткам Латвии (родители и я увлекались достопримечательностями республики), я его фотографировал…

Утёс Звартес — Zvartes iezis 11.10.1981

Мы задержались на какое-то время… Обрыв скатывался вниз.

Обрыв утёса Звартес Zvartes iezis
Вид сверху вниз, к подножию. 11 октября 1981 г. Раньше там, внизу, было непосредственно русло Аматы. Из-за угрозы обрушения неповторимого утёса в 30-х годах (при К.Ульманисе) русло реки спрямили, чтоб Амата больше не подмывала утёса, чтоб ещё на какое-то время сохранить уникальный выступ. Я помню, что иногда вода шла и по старому руслу, в подножии обрыва.

утёс Звартес Zvartes iezis
11 октября 1981 г.

Затем последовал спуск с утёса… Мы останавливались, разглядывая виды… Там, внизу, шумела река. Мы разглядывали порог на Амате, слушая рассказ о весеннем сплаве…

Вид на Амату непосредственно с утёса Звартес йезис. 11 октября 1981 г.
Виден порог реки Амата.

И, проходя мимо утёса, мы не прошли мимо!!!

На фоне реки Амата… 11 октября 1981 г.
Сколько лет прошло!

Когда вся группа, постоявшая на вершине утёса (тогда путь к нему ещё не был закрыт!) пошла дальше, мы с приятелем из институтской группы задержались на вершине утёса Звартес. Так что могу похвастаться, что побывал там, не перелезая никаких заборов (сегодня там стоит забор, запрещающие таблички и т.д., т.е. те, кто залезают на утёс, нарушают правила общественного порядка).

Утёс Звартес Zvartes iezis
11 октября 1981 г.

После всего этого маршрута мы пришли на базу. встретились и с Иваном, и ещё с кем-то, кого сейчас плохо помню… :)

Потом — отправились к станции. На дизель… Поход окончен.

Как молоды мы были! Сегодня ровно 35 лет со дня того похода!