2016 8 — 10 сентября Река Гауя. Гауйиена — Стренчи

Продолжение рассказа о походе Тирза — Гауя — Рижский залив.

Предыдущий этап похода ЗДЕСЬ. Во второй части всего рассказа в видео, состоящего из трех частей, рассказывается об этапе, начиная от Гауйиены: Эта часть описывает движение по реке до Валмиеры, где первая — начиная от Гауйиены.

8 сентября
После Гауйиены начинается по-своему неповторимо интересный, на наш взгляд, участок реки. Впрпочем, если кто ищет благоустроенных и комфортных условий, с частыми зрелищными объектами, гостиницами и пунктами питания, то это — не для таких людей. Просто пишу об этом, не в осуждение, а просто для информации, и для понимания. При том, что мои друзья, хотя и не настолько спортивные туристы, но вполне совпадают по отношению к походам к моим «запросам». Так, Юра Алексеев, как оказалось, ходит в походы по Гауе именно в районе этого участка, на который мы вступили, оставляя Гауйиену за кормой. Однако масса молодых знакомых, побывавшая по Европе вплоть до Испании и Португалии, вообще не мыслит ночевки в палатки, без ежедневного душа, ванны, кафе, тёплого и комфотабельного туалета и т.п. если вы относитесь к этой категории, вам лучше избежать этих мест, ибо на участке Цесис-Сигулда достаточно баз, и там условия вполне подходящи для вас.
Минимум присутствия человека, максимально неиспорченная природа. Так же сразу заявляю для тех латышей, которые, не исключаю, будут читать эти строки. Ибо, как понял, большинство из них (по крайней мере, многие, с кем приходилось общаться, или читать в сети) считает, что те, кто идут туда, где нет оборудованных для платного туризма мест, обязательно будут сорить, и портить природу (и, вероятно, те, кто нас критикуют, так и делают, и не мыслят иного поведения). Просто заявляю, что люди нашего склада имеют определённые принципы самодисциплины. Простые и естественные. Оставлять место чище, чем до моего прихода туда. Нет туалета? — Есть вполне исчерпывающая инструкция в Библии: Второзаконие 23:13 «Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ую испражнение твоё; Ибо Господь, Бог твой, ходит посреди стана твоего, чтоб избавлять тебя и предавать врагов твоих ав руки твои, а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел тебя срамного и не отступил от тебя…» Так же и к мусору и другим категориям отношение соответствующее: если мы приходим, как домой, то и оставляем место — как свой дом.
Даже эти строки в интернете я пишу, предназначая информацию именно для таких же искателей, как мы. И делаю пояснение — для тех, кто попав на нашу страницу, попадает в ещё неизведанный, ещё неоткрытый для него мир прекрасного!
Итак, после посёлка Гауйиена нас ожидал впереди переход до города Стренчи. Согласно имеющейся информации, от моста в Гауйиене до моста в Стренчи почти ровно 92,5 км, и от моста Виреши до моста в Стренчи — 106 км (впрочем, хотя бы учитывая то, что река может промывать себе новый фарватер, и другие факторы, как размытие берегов, это расстояние будет примерным). Участок, интересный именно отсутствием крупных населённых пунктов, какой-либо развитой инфраструктуры (и очень надеемся, что таковой река останется в этих местах ещё долго!). Зато вокруг реки расположены леса, мало тронутые (сравнительно!) человеком, а русло окружено старицами, которые делают реку ещё менее затоптанной человеком.
Вскоре после Гауйиены по самой реке Гауе проведена граница между Латвией и Эстонией. На этом протяжении есть два моста через реку. Один — вскоре после момента, когда река покидает линию границы Валка-Заки (рядом есть дома, Дзирнавкални и Атвари на правом берегу, и Марси на левом). Второй — в районе, и ниже по течению от н.п. Зиле, шоссе Валка-Смилтене. Насколько мне известно, по направлению Валка-Смилтене точно есть автобусное сообщение, о направлении Валка-Заки не могу сказать, смотрите в интернете, ибо Заки — маленький н.п., автобусы через него будут , скорей всего, проходящие.
Однако эти мосты не влияют на общую обстановку на реке. Несколько своеобразным участком будет участок самой границы с Эстонией. Но, поскольку сейчас граница не имеет существенного значения, лишь административное, так же, как и во времена Советского Союза, мы не отделяем этот участок в отдельный этап.
106 километров — по современным российским нормативам, это соответствует расстоянию для 1 к.с. При том, что на прохождение участка хватит, естественно, и меньше, а по весенним полым водам, да на байдарке — есть вероятность пройти и за один день.
Итак,
8 сентября…
Около 13.00 мы оставили за кормой Гауйиену. В 1 километре от моста — на левом берегу удобное место стоянки, где мы останавливались год назад в мае. (а на карте обозначено место наоборот, на правом берегу, но не выглядит таким удобным). Место слева окружено рощами и зарослями (хотя рыбооловы по берегу могут пробираться). Именно здесь в мае 2015 нас ночью во время дождя разбудил рык какого-то зверя. При том, что до похода мы тогда смеялись и шутили о медведях, которые захаживают в эти места, я в ту ночь думал, что рык издавал какой-то копытный зверь, и позже в интернете нашел подобный звук, издаваемый оленем, матёрым быком. В нашем случае олень обнаружил, вероятно, палатку на знакомой ему тропе и издал звук — проверить происхождение незнакомого объекта.
Оставив последние дома посёлка, мы вышли на малообжитый участок. Пройдя около 5 км, зашли в устье речки Поляка (Poļaka). Речка известна тем, что вытекает из слияния двух ручьев, протекающих по интересным объктам — Каламецу грава (овраг Каламецу) и Маркузу грава (овраг Маркузу). Оба места представляют собой незаурядные, немного дикие ущелья. А Каламецу — ещё и представляет собой порожистый участок ручья, на котором находятся интересные для Латвии небольшие водопадики. Но… их мы посетим только позже, в 2018 году… А в этом походе мы рассчитывали посетить их, если б начинали от Виреши. Посетить — это Пётр с фотоаппаратом, а Наташа — у лодки. И пройти пешком от Гауи надо было бы около 4 километров в один конец. Сейчас, взвесив график, мы отказались от фотографирования место, которое хотели давно посетить. Ибо всё-таки на Тирзе потеряли много времени.
И мы пошли, миновав устье ручья, который был заросший, и без троп вокруг. Ибо даже попить чаю не было возможности — так заросшие и заболочены здесь берега. Лишь 5 минут хода после притока мы сделали остановку на обед. Суп был приготовлен с утра.
После обеда вскоре достигли границы с Эстонией. Сама река кажется в этих местах узкой, маловодной (а ранее, около Гауйиены, — широкой). Перед границей, на левом берегу щит рекламы пункта Розитес — частная стоянка туристов, нарисована кружка и написан номер телефона. Миновали Розитес в 15.41. Вскоре после начала границы справа впадает крупный приток Мустъыги.
В 16.41 сделали остановку, выпили по кружке чая. Мы стояли на латвийском берегу, немного не доходя до левого малого притока Алкшнюпе. Вскоре после этого на правом берегу появляется частная стоянка туристов. Миновали крупный правый приток. Около 18 часов стали искать место стоянки.
Миновали крупный камень прямо посередине в русле реки. Вскоре пристали к сравнительно крупному ручью на эстонской стороне (вроде, Лаанеметсу). Однако ни около ручья, ни вообще по правому берегу удобных мест не было. Высокий берег, покрытый наверху рытвинами и растительностью, много гнуса. Вырубки.
В 19.09 я сделал скриншот после просмотра нескольких предположительных мест высадки. В этот момент мы достигли официальной стоянки напротив дома Яунтиликас (Jauntilikas), на левом, латвийском, берегу. Именно здесь мы и встали. Я быстро сходил, распросил у тракториста — что за статус стоянки. И, получив доброжелательный ответ, дал команду, и мы приступили к распаковке судна установке лагеря.
Оперативно, в 19.33 уже стояла палатка. Мы не мешкали: хотя солнце ещё не скрылось, уже спускалась прохлада! Мы только успели оказаться в тени, а температура опустилась так, что пришлось сразу одеваться теплее!
За день пройдено 39 км.
Вечером посидели у костра, несмотря на холод. Ибо тёплая одежда (так же, как и защита на случай дождя) у нас была взята… В 19.38 солнце ещё освещало верхушки сосен, а в 21.20 уже царила ночь, только на заходе светила вечерняя заря, и над заревом заката ярко сияла Венера. Прекрасная ночь, с гаснущей зарёй, и восходящей, медленно как бы выкатывающейся из-за леса на эстонском берегу луной…
9 сентября
Первые снимки были сделаны в 6.27… Подъём был сделан в 6 утра (с вечера легли пораньше и выспались!). Река была покрыта туманом, серым и косматым. При этом где-то в понижениях был, вроде, заметен инней (мы были на сравнительно высоком берегу!).
Но вот… За эстонским берегом зажёгся огонь.

Рассвет на эстонской границе. В тумане разгорается пламя!

Всё ярче и ярче! Огонь пламенеет в туманной мгле, пока не материализуется в пламенное восходящее солнце! Перед этим сфотографировав туман, я вновь, отложив дрова, схватился за фотоаппратат, когда это пламя солнца вспыхнуло сквозь туман! 6.40 пламень прорвался сквозь мглу и вся природа наполнилась этим пламенем…
Ярче! Ярче! Ещё ярче!
И, наконец, наш берег залился красным светом восходящего светила.
Попрощавшись в своей душе с гостеприимным местом, и благословив доброжелательных работящих местных жителей, мы в 9.45 стартовали (раньше как-то не получилось :( ).
День был, воистину, прекрасным! Яркое солнце быстро дало тепло. Но в то же время оставалась прекрасная свежесть. Мы просто наслаждались природой.
Остановились у эстонского берега, выбрались на него и осмотрели пограничный столбик, продолжили путь.
В 11.02 впереди показался мост Валка-Заки. (т.е. эстонская граница осталась позади)
На левом берегу перед мостом — официальное место стоянки, где мы и пристали, попив чаю с батончиком. Так же размялись. Стоянка оборудованная кострищем, навесом над столиком. Только мусор явно давно не вывозился, и громадные мешки с мусором были свалены около небольшого мусорника. Стоянка называется «Валка 16 км».
В 11.32 мы снова были на воде, и миновали мост.
Река петляет, по сторонам — много стариц. Одну петлю мы даже хотели «срезать», потому что по карте после моста видна петля такая, что река почти сходится со своим руслом. Но… Посмотрев перешеек, поняли, что нет смысла возиться, и проскользили всю петлю, больше километра на крыльях течения реки. :) Пройдёт время, может, совсем немного времени, т.е. несколько лет, и после какого-то мощного паводка река сама пробьёт себе путь напрямую. Но пока… поток нас несёт вокруг лесистого громадного острова.
Миновали тросовую дорогу через реку в 11.55. С обоих берегов около деревьев были лестницы на возвышение до троса, на котором можно переезжать на противоположный берег.
В 12.20 прошли группу домов на правом берегу (Межапарки, Ратес, Раудас — названия домов, н.п. по карте). По факту, это — единственный дом непосредственно у реки в этих местах. Хотя на небольшом удалении от реки, по прямой мимо многочисленных стариц, по обеим сторонам реки проходят дороги. Лес по берегам здесь просто прекрасен. И вдруг… Впереди мы увидели ИХ…
Два молодых оленя на правом берегу, вытянув свои шеи, разглядывали нас…

Они издалека нас увидели, но не убегали, а внимательно изучали, обратив свои громадные доверчивые глаза. А течение нас несло… Мы неслись по реке, не гребя. И олени поскакали вдоль берега, чтоб смотреть нас. О, если бы я умел что-то сказать на их языке! Два доверчивых животных, не боясь, просто смотрели на нас, и, пробегая по берегу с невероятной лёгкостью, обращали к нам вновь и вновь свои чуткие морды! Как прекрасно было бы с ними поговорить о жизни! Но в тот момент у меня просто не пришло в голову пристать к берегу. Они нас сопровождали по берегу, не боясь. Хотя в лесу, выше по берегу отчетливо раздался треск сучьев — ещё одно животное ходило неподалёку. Когда мы стали удаляться более, чем на сотню метров, оба животных, ещё немного пройдя за нами по берегу, исчезли в зарослях. И почти сразу же ещё один олешек, то ли молодой, то ли девочка, показался чуть ближе по берегу к нам, вскачь, и совершил какой-то головоломный прыжок на высоту метра 2,5-3 и неизвестно на сколько в длину, бысро исчезнув затем в чаще леса.

Никогда ранее в других походах мы не видели так много животных, как в этом.

Мы продолжали путь, радуясь. И, переживая встречу, пристали на песчаном бережке, затем перекусили и позагорали немного. Для купания вода была прохладная, на купание решился только Пётр. Час постояв, продолжили путь. В 14.40 миновали то место, где в августе 2016 Пётр останавливался, проходя поход Соло на надувном Тимане. В 15.51 прошли мост ниже Зиле (шоссе направления Валка-Смилтене). После моста справа и выше моста слева — официальные стоянки.
Места были знакомые по августовскому походу в одиночку. Собственно, я их и описывал, и особых деталей нет. Леса продолжаются… К 18 часам надо было вставать на ночлег, и мы подходили к месту, которое ранее я предполагал, как приоритетное. Так и вышло. В 18.24 мы высаживались на официальной стоянке у устья речки Вия. По самой Вие возможен сплав. Но нас интересовало только удобное место лагеря на слиянии рек. Недалеко — утёс Канкаришу (Kankarīšu iezis).
Место живописное, уютное. Недалеко, уже на берегу самой Вии, утёс из красного латвийского песчанника.
За день пройдено 43 км.
10 сентября
В этот день мы поняли, что стала скапливаться усталость. В дальнейшем пришли к выводу, что надо делать полные днёвки, и потом с полными силами продолжать путь. Но сейчас хотели справиться с поставленной перед самими собой задачей, и преодолеть побыстрее маршрут… Просто в это день сделали подъём чуть позже, в 8 часов. И старт состоялся в 11.44.
Этот участок реки, после впадения Вии, становится постепенно больше наполняться признаками обитания человека. Местечко Олиняс, Прамниеки… И действительно там стояли паромы (которые я видел ещё в августе). В 12.37 мы видели несколько паромов. Из которых один — некая платформа с сиденьями, которую я, вроде, видел в августовском одиночном походе — на ней сплавляются по Гауе, вероятно, заехав вверх против течения на моторе.
Проходя, я показывал супруге место, где в августе заканчивал свой маршрут. И в 14.55 мы прошли мост в Стренчи. Интересный мост, который, вроде, считается то ли вторым самым старым после Кулдигского, то ли третьим. Но, факт, исторический мост.
Итак, мы достигли Стренчи.

Следующий этап похода будет ЗДЕСЬ.