2016 7-8 сентября Сплав по реке Гауя, участок Виреши — Гауйиена

Продолжение рассказа о походе Тирза — Гауя — Залив.

Предыдущая часть, сплав до Виреши ЗДЕСЬ. В 1 части общего рассказа в видео о том походе этот этап — в самой последней, заключительной части видео, с рассказом о посещении замка Гауйиены.

Итак, проезжая иногда обрывы доломитов, мы видим открывающийся на реке мост в населённом пункте Виреши, дороги Рига — Псков.

7 сентября
Виреши
Миновав в 17.10 мост в Виреши, мы стали искать место стоянки. Пасмурная погода перешла в небольшой дождик. Всё было почти как год назад весной. По времени мы могли успеть до Гауйиены, но такой необходимости не было:  около Гауйиены нет места лагеря, надо было всё равно удаляться от посёлка. Пристав на правом берегу на излучине реки, мы поднялись на высокий и крутой берег. Оценив обстановку, решили вставать лагерем здесь. По карте какое-то место стоянки было на левом берегу в 2 км от моста.
От моста прошли около 3 км.
Всего за день прошли 39 км.
Хотя уже шёл дождь, мы отправились за грибами. Грибов здесь хватало. Насобирали ещё зонтиков (их можно есть сырыми). Зонтиков мы ели так же на старте, ни Тирзе, на первой стоянке.
Лагерь очень удачный. По карте недалеко расположен дом, мы даже слышали иногда лай собак. Но нас никто не беспокоил. Дождь усилился. Кроме палатки, мы расставили тент рядом с костром, где и готовили ужин. Грибов более, чем хватало.
Вечером, когда дождь всё сильнее стучал по палатке, мы размышляли о маршруте, продумывали варианты развития событий в зависимотсти от погоды. Забегая наперёд, лишь скажу, что оставшееся время похода была чудесная погода.
8 сентября
Утро дождя не было, однако был сплошной туман, и пасмурно. Какая погода будет дальше — неизвестно. В 7 утра у нас уже горел костёр, мы собирались. В 8 часов наметилось прояснение. Около 9 утра стало ясно и солнечно. На воду, однако, вышли только в 10. Почти сразу миновали левый приток Вецпалса. В этом месте лёгкий перекат. От моста в Виреши следует простой, без особых деталей и достопримечательностей участок до моста в посёлке Гауйиена. (кроме, наверно, некоего городища в районе притока Вецпалса)
От места нашего ночлега до Гауйиены — 10 километров.
Река полноводная, без мелей. Течение есть, расстояние проходится легко. Мы прошли расстояние 10 км за 1 ч 15 минут.
Оценивая этапы реки Гауя, прихожу к выводу, что этот участок Виреши-Гауйиена не «привязывается» ни к участку выше, ни к участку ниже по течению. Просто потому что до Виреши — свой особый мир, а ниже Гауйиены — свой особый мир. А здесь — почти прямая река, по берегам — дорога. Поэтому и отделил этот этап в отдельный, 13 километров.

Однако можно либо предыдущий этап заканчивать в Гауйиене, ибо оттуда идёт автобус днём, и удобно, 300 метров от реки и антистапеля; либо последующий этап, дальше по реке, начинать от Вирешского моста, через который идут проходящие автобусы: легче договориться с проходящим, чтоб водитель высадил поближе к реке, и дальше идти всю последующую реку.

Обращаю внимание, что от Виреши до моста в Стренчи — 106 километров, что, по нынешним требованиям и нормативам россиян, соответствует 1 категории сложности (раньше было 150 км, но сейчас — не менее 100). Может, кому-то будет важно для оформления. Хотя из других государств идут на Гаую, наверно, именно в зрелищные места, коими являются этапы реки в официальных границах Национального парка, Валмиера — Рамкалны (-Мурьяни).
Здесь по берегам стройный лес. В отдельных местах — поля. Именно здесь, по левому берегу, мы увидели олениху, перепрыгнувшую при нашем появлении высокую ограду, проволку на уровне около 2 метров вдоль бровки склона, и скрывшуюся вдаль. В этих местах Наташа увидела и лисицу, которую Пётр на этот раз не успел разглядеть. (перед Гауйиеной в водном походе в 2015 году мы тоже видели косулю, при нашем появлении прыгнувшую с берега в реку и переплывшую во время дождя). Зверья здесь более, чем хватает.
Вот и показывается мост в Гауйиене. Мы пристаём на правом берегу, на том же месте, где год назад собирали лодку. Кроме осмотра замка Гауйиены, который мне надлежало проделать, к сожалению, одному, нам надо было закупить продукты. Ибо изначально, даже для команды на троих человек продукты были закуплены таким образом, чтоб обеспечить лишь первую часть похода. А далее у нас и так был по плану магазин в Гауйиене. Однако если мы сразу шли вдвоём, то шли бы по реке от Виреши, а из Риги на себе везли бы минимум продуктов на одни сутки — сбор лодки, и сплав за Гауйиену, или возможно «до».
Итак, оставив Наташу у судна, я сходил в городок. Поднялся на возвышение, где находятся руины замка. Зашёл в магазины. Купил у торговцев ещё и копченой рыбы. Разговорившись с продавщицей рыбы, с удивлением узнал, что она приезжает из Литвы.
Руины замка в Гауйиене представляют собой именно руины на высоком холме. Когда-то замок осматривал реку. Сейчас сторона, обращенная к реке, заросла деревьями (с реки его сейчас, через густую листву, даже трудно было разглядеть, в отличие от мая, когда листва лишь распускалась). Недалеко от замка есть парковка, и какая-то площадка, вроде, то ли отдыха, то ли развлечений.
В 13.00 мы продолжили путь по реке.

Продолжение рассказа о сплаве ЗДЕСЬ.