2016 6-7 сентябрь Сплав по реке Гауя Леясциемс — Мост Виреши

Продолжение рассказа о походе Тирза — Гауя — Залив.

Предыдущий этап сплава ЗДЕСЬ. Видео о сплаве, рассказ в виде отчета, или видео-лоция, где в этой части по порядку рассказывается большей частью о преодолении Тирзы, затем — о последующем движении по Гауе: Следуя выбранной форме рассказа, мы продолжаем рассказ с момента, когда миновали устье Тирзы, место слияния с Гауей.

6 сентября

Гауя не была так широка, как в мае 2015, сказывалось то, что уровень летом и сейчас, в сентябре, ниже. И течение было тоже заметно слабее, чем весной, даже и в мае (пик паводка на реках примерно в начале апреля).
Поскольку день клонился к вечеру, надо было искать место лагеря. На этом переходе мы наблюдали гало, и я даже сфотографировал его.

Гало. От солнца отсвет, радужные круги.

Однако самое лучшее место, по карте, было именно там, где мы останавливались чуть более года назад. Это в 3 километрах ниже по течению от слияния Тирзы и Гауи. Туда мы и пристали. Место заросло, почти до неузнаваемости. Всего один год… Почти так же, как и сегодня, мы в тот день прошли около 13 километров, преодолев в тот раз три ГЭС. Сейчас обносы были труднее по рельефу. Но мы были лучше выспавшиеся, и покрепче физически, чем в мае 2015.
В день пройдено 11,5+3=14,5, примерно 15 километров, с преодолением завалов. Вечернее небо зажглось прекрасной гаммой красок… Стояли лагерем в прекрасном месте.
7 сентября
Не засёк времени, когда стартовали. Но по метаданным — после 10.15, но до 11.00 :) Этот раз было труднее спускаться и загружать лодку: берега высокие и крутые в этом месте. Места знакомые: остатки подвесного моста, какая-то типа беседка, указатель «Место отдыха Пуйдзулис», где большинство белых букв давно отвалилось от информационного щитка.
Какой турист не желает увидеть животных в пути? Диких животных? И мы увидели… птичку. Маленькую такую птичку. Но её цвет… ярко-бирюзовые перья просто радовали, как светильник в этот день, который стал пасмурным и серым с набежавшими тучами…
Я стал охотиться с фотоаппаратом , чтоб сфотографировать эту синюю птицу. Оговорюсь, что перед нами, как полагаю, был зимородок. Он не оставался на месте, он перелетал, словно сопровождая нашу байдарку. На воде более-менее адекватную съёмку обычно провожу я. Вот я и старался, чтоб заснять зимородка во всей красе… Пытаясь уловить, когда он присядет на дереве, хотя и расстояние было до него приличным. Да и в пасмурную погоду выдержка была неподходящей, фотоаппарат гуляя, всё смазывал при высокой выдержке этого пасмурного дня, при большом зумме.
И вдруг … Супруга подняла вверх палец к губам и таинственным шёпотом, стараясь сделать это как можно тише, но чтоб я слышал, произнесла: «Тссс! Смотри!» — Она не показала мне туда, она очень осторожно поднимала руку. Я был уверен, что она разглядела зимородка, но я просто по жесту и взгляду её видел — куда она показывала… Да, я в первое мгновение словно видел корягу, черный пень, или сук… Но где же птица? И тут до меня доходит, что … абсолютно неподвижно, застыв просто в каком-то нервном стрессе, открыв черные выразительные глаза, напрягшись каждой клеткой своего тела, меня вовсю разглядывает косуля! В упор! Глядя мне в глаза! Вопрошающе, ожидающе, боясь шелохнуться, и боясь меня, словно видя наши эмоции, и видя, что по жесту супруги я её разглядел, и теперь зависит от меня её участь… Этот полный звериных эмоций взгляд трепещущего животного всего в каких-то 25 метрах от тебя!
Я осторожно потянулся за фотоаппаратом, боясь спугнуть её неосторожным движением или взглядом. В тот момент, когда я отвёл на мгновенье взгляд, животное как-то облегченно вздохнуло, и немного отбежало в сторону, выше по склону. Не убежало, но отбежало. Но стало недосягаемым для съёмки. Кадр, сделанный навскидку, не принёс успеха.
Но эти выразительные глаза чуть вытянувшегося вперёд животного, чёрные широко открытые глаза, как бы умоляюще глядящие мне в упор, этого не забыть! И потом уже — чёрные нос и детали морды, сероватая окраска шерсти…
Забегая вперёд, скажу, что этот поход стал вообще самым богатым по встречам с животными. 12 встреч! Из которых несколько — по несколько особей за один раз!
Но этот, первый раз, после встречи с косулей именно вот так, с её эмоциями и вопрошающим взглядом (упрошающе-умоляющим взгдядом, будто она опасалась, что я — из тех, кто поднимает оружие…, и она опасалась, что уже так, попав в поле зрения на водопое в прямую дистанцию, окажется в моей полной власти), мы ещё раз видели косулю, и чуть позже остановились — как дать место эмоциям от встречи, так и одеться потеплее: ибо кроме туч и мелкого моросящего иногда дождя, дул неприятный прохладный ветер. После переодевания и чая с перекусом продолжили путь. Место, которое было перед нами, называется Ливес. Как в прошлом году, так и сейчас, здесь были коровы. Для обеда наметили место впадения Тирзини — хорошее место стоянки, где год назад остановились и сделали полуднёвку.
После Ливес была ещё встреча с животным. На том же левом берегу.
Но на этот раз рассмотреть его не удалось. Я рассмотрел чуть лучше, а моя супруга — просто сам факт движущегося животного, нечто тёмное, уходящее в чащу. Но вот детали… Я в первую минуту думал, что уходил кабан. Но серо-бурые кабаньи расцветки (немного белесые) мне знакомы. А это зверь, имея такую же, примерно, высоту, или, возможно, даже чуть выше, был коричнево-бурым, и «мягкую» переливающуюся под шкурой, мощную мускулатуру. Но переда его я не видел, и сказать уверенно я не могу. Так же и мягкая походка отличалась от кабаньей рысцы. Однако посмотрев свои фотографии медведей в Лигатне, просто уверен, что этот зверь, увиденный мельком сзади, больше похож на медведя, как в Лигатне.
Вообще, в 2015-м мы, собираясь в этот район в поход, даже шутили, что идём «в поисках следов медведей» («медведЁв», как шутили в ФБ). Тогда эти шутки отошли в сторону, забылись, а ночью во время проливного дождя, последняя ночевка, мы слышали рычание какого-то зверя (которого, впрочем, я тогда отождествил с самцом оленя, обнаружившего палатку на своей тропе на водопой). Сейчас, есть вероятность, что видели того, кого хотели повидать год назад… Ибо этот уголок Латвии, недалеко от Псковской области и Эстонии — места, куда действительно заходят косолапые, само его появление неудивительно.
В 14.30 мы пристаём на стоянке Тирзиня. Место хорошее, обширная поляна для ночлега, официальная стоянка водных туристов.
Здесь нас ждала неприятность: суп, приготовленный заранее, снова немного подкис. Вывод: если готовить, то самое позднее — это с утра. Но не с вечера (а ранее мы варили суп в большом котелке, часть заливали в термос, и часть ели с вечера).

Если в прошлом году мы встали на полуднёвку, сейчас был план идти дальше. И в 15.10 мы снова отчаливали. Суп всё-таки съели. После этого супа самочувствие было как-то не очень хорошее. Хотя и благополучно переварили. Но решили далее не рисковать, и варить не позже утра.
Идя этот участок, я преживал за пороги Сикшню (Sikšņu krāces). Если в прошлом годы это были шумящие перекаты, то в этом году, при низком уровне, была вероятность, что доломитовые ступени обнажатся, и будет шкуродёрня. Однако на деле препятсвия были почти ничем не отличающиеся от того, что было год назад. Даже слабее. Миновав то ли опоры моста узкоколейки, то ли, как написано в одной лоции, устройство для формирования плотов, достаточно быстро достигли Визлы, по пути на левом берегу пару раз видев молодых косуль, удиравших при нашем появлении в чащу. Визла: с воды не видна, но появляется хороший подвесной мост через реку, очень длинный для подвесного! В прошлом году мы приставали позже, и в магазин мне пришлось возвращаться назад, сейчас мы знали расположение магазинов в посёлке. Останавливаться не было смысла. Продуктов было достаточно.
Насчет закупок и магазинов в этих местах. Надо быть внимательным, чтоб не обманули и не обсчитали — по опыту прошлых посещений этих мест, население не отличается честностью и моральной чистотой. И это не единичные случаи, а практически для всех местных и окрестных жителей. Лишь некоторые пожилые латыши доброжелательны, с ними приятно и просто общаться.
В конце посёлка Визла есть интересный объект — Камень Визлы. Камень находится в русле реки Визла, виден с Гауи. А вот примерно 500 метров реки Визла в её нижнем течении, перед впадением в Гаую, для туристов-водников представляют интерес. Во время весеннего паводка этот участок Визлы перед впадением в Гаую представляет собой пороги уровня примерно 2 к.с. Есть возможность наладить переброску или перенос судов, и походить по порогам — выше по течению Визлы, выше порогов есть мост дороги вдоль Гауи.
В районе Видаги, и до моста Виреши — выходы доломитов по берегам Гауи (впрочем, и пороги Сикшню сложены именно этими серыми доломитами).
В 17.10 миновали мост Виреши.
От Леясциемса до Виреши — один целый этап движения по Гауе.
Расстояние от устья Тирзы до моста Виреши — 36 км.
Здесь, в Виреши пересекает реку Псковское шоссе. Автобусы направления на Алуксне, Балвы и т.д. могут довести до этого пункта, пересечения дороги и реки (либо наоборот, здесь можно заканчивать маршрут). Место стоянки у моста на левом берегу, с дорогой или просто проходимой колеёй от берега на Псковское шоссе. До Риги — около 150 км.