2018 7,8 апр ПВД река Абава, верховья

Рассказ позже будет пополняться фото и видео. На очень скорую руку оформили рассказ о походе в фотографиях ЗДЕСЬ, на сайте ТК РПИ. И так же есть ФОТО ЗДЕСЬ — на ФБ.Редактируя публикацию два года спустя, даю ссылку на продолжение рассказа об Абаве — поход 2020 года Кандава — Сабиле.

На прошедшие выходные, 7-8 апреля, намечался сплав у многих туристов-водников Латвии, ибо подъём воды на реках в самом разгаре. При том, что зима была малоснежная, таяние снегов на территории республики прошло так, что уровень поднялся именно сейчас, в эти дни.

Мы изначально собирались идти с нашим старым другом Эдуардом в его команде по Амате. Однако глядя на подъём воды в реках Курземе, Пётр загорелся желанием сходить в поход по верхней части реки Абава. Так же и у Наташи было большое желание сходить сейчас в поход именно с ночевкой. Поговорив с Эдуардом накануне выходных, и убедившись, что никакие экипажи не разрушаются, если мы «выпадем», мы пошли исполнить давнишнее желание.

Поясню, что этот поход — как бы проверка возможностей сплава в районе при большой воде. Летом река Абава обычно проходима едва только с Пуре, и то — не всегда. Да и то — река там летом узкая, а русло зарастает водной растительностью, да так, что по реке надо пробираться среди камышей. При том, что общая длина Абавы 127 км (по другим данным — 129 км, или даже 133), местечко, с которого начинают сплав (чуть ниже по течению от н.п. Пуре), находится в 90 км от устья Абавы при впадении в Венту. На Абаве после Абавас румбы мы были в 2008 году два раза, пройдя два этапа до слияния с Вентой. Однако к меня давно было желание «опробовать» поход по Абаве, соответствующий хотя бы категории (естественно, первой, по набору препятствий, при этом на реке есть один порог-бочка Абавас румба, и есть некоторые препятствия, водопадики на притоках, которые при желании можно преодолевать, занеся суда вверх по течению, есть интересные притоки Имула и Амула). Для этого хотел пройти «показательно», т.е. как пример и для всех, интересующихся многодневными походами, участки в верхней части течения Абавы. Что и удалось сделать сегодня. Хотя, возможно, интерес такой поход, по всей Абаве, будет представлять для россиян, у которых сохранилась система категорий, или тем, кому интересна природа, и многодневные путешествия, при прохождении больших расстояний с наблюдением за природой и окружающим миром, созерцание природы.

Абава — одна из 18 рек в Латвии, чья длина не меньше 100 км. По разным источникам, которые рассматривают её исток из нескольких мест глубин Курземского полуострова, её длина определяется как 127 км, 129 км, или даже 133 километра. Хотя есть реки, которые по факту, вполне войдут в эту категорию «рек не менее 100 км длиной», но формально не считаются в их числе (к примеру, система рек Энгуре-Ринда-Ирбе: разные названия, а река одна, которую на разных участках , около разных хуторов, называют по разному). Однако Абава вписывается в эту категорию «стопудово», без сомнений!

Мы собирались начинать первоначально этот ппоход в месте Ирлава. В 1985 году Пётр водил от этого места ПВД к истоку Абавы, и до железной дороги Рига-Лиепая. Места прекрасные. Русло самой реки значительно изменено искусственно, но вокруг — леса. Река берёт начало среди болот и лесистой местности. Тогда, в 1985 году, Пётр с группой дошел за один день до станции Берзупе, но на старте проведя первую ночь у Ирлавы, на берегу Абавы, в палатке. Тогда, в дни мартовской распутицы, река Абава у Ирлавы вполне годилась для сплава, по уровню воды.

Сейчас мы намеревались идти от Ирлавы по реке. Но оказалось, что транспорт в Ирлаву или в пункт выше по течению —  ходит редко и очень неудобно по времени, своей машины нет, а договариваться поздно. Тогда и пошли по Абаве от места Саты, где сравнительно регулярное автобусное сообщение. Надували лодку на фоне «Моста ниоткуда в никуда». Местная достопримечательность.

Мост в никуда… Сходили и сфотографировали его вблизи.  Итак, около 10 утра 7 апреля мы были на мосту в Саты, доехав от Тукумса на местном автобусе. А до Тукумса доехали на электричке. Кроме осмотра и пробы маршрута, мы в этом походе должны были, по плану, испробовать для походов с ночевкой и лодку «Тиман», при путешествии на нём вдвоём.

Надували лодку. Осмотрели местную достопримечательность — «Мост в никуда». Если точнее, ниоткуда в никуда. Ранее, когда был проект строительства железной дороги в этих местах, мостовики очень оперативно исполнили заказ, а вот строительство насыпи застопорилось, пока не отменилось. И мост остался стоять по сей день. Мы задержались осмотреть и заснять этот юморной объкт, словно символ Латвии. При нас на шоссе останавливались машины, люди вылезали, осматривали, делали селфи возле моста в никуда.

В 12 часов мы стартовали. Собственно, я ожидал, что будет высокий уровень (на водомерном посте в Ренде вода на отметке 3 м.), но я не ожидал, что и в этих местах будет ТАКОЙ высокий уровень. В потоке, при таком расходе воды, были водовороты, которые могут быть опасны для совсем неопытных экипажей. Но не для опытных водников. Если вы ищете в первую очередь набор препятствий именно для тренировки препятствий, то здесь таких нет. Мы начинали на участке с падением 0,8 м. Какое то время, пару километров, река течет быстро, затем немного успокаивает свой бег.

Мост в никуда. Скриншот с видео экшн-камеры. Сразу после старта 7 апреля.

Далее нас несёт, но спокойно, без этих водоворотов на границе потока и прибрежных суводей. Перекатов с волной на Абаве в этих местах нет. После моста в Никуда была стремнина пару сотен метров, но потом течение ровное, хотя и несло нас достаточно быстро. Места сравнительно пустынные: селения есть вокруг, но на удалении, людей у реки в эту раннюю весеннюю пору не было. Первый мост через 4 км. от старта (место Киши, Ķīši) За ним следующий — через 7 км. (около Звейниеки).

Данные программы «ГеоТрекер» по первому дню похода, 7 апреля 2018

При том, что уже несколько раз мы ходили на этом судне вдвоём («Тиман-3,4″) в однодневные ПВД, казалось бы, не такой уж большой довесок вещей для похода с ночевкой, оказался существенным. И размещение вещей ограничивало использование судна для двоих только спокойной, ровной водой: коврики возвышались сзади, а впереди торчала герма, словно бугшприт шхуны, только не хватало для полного счастья фок-мачты и стакселей. Задняя герма, нависавшая над кормой, не мешала, но мешок с палаткой был перед Наташей, а мешок с аппаратурой и ещё «чем-то» — перед Петром. Наверно, если мы не изменим снаряжения радикально в сторону минимизации, то такой ПВД с ночевкой вдвоём на «Тимане» — последний. Впрочем, впланах у нас завести второе судно, ещё полегче — «Тиман» вполне подходящаа лодка для дальних походов при посадке в ней одного человека.

Это время года — момент прилёта птиц на гнездовья. Перед нами, не боясь, совершали брачные танцы журавли, курлыкая при этом, и делая облёты реки вокруг нас (обычно журавли близко к себе не подпускают, на Салаце в 2011  они издалека заметили нас, и улетели при попытке снять их с расстояния; этот раз они особо не прятались, но мы мимоходом, в движении, так и не смогли качественно их заснять! предполагаю, что если бы мы вышли из лодки в полный рост, то они и тогда бы улетели, как в 2011). Утки… Мир был полон птиц!

После первых двух мостов, через 3 км был следующий (на прямой линии Мейниеки-Лаздас, но до Лаздас дорога, вроде, не доходит). Вот здесь нас ожидал сюрприз. За несколько сот метров до моста я заметил, что вода слева утекает на затопленные поля, с видимым течением в том месте, где поток пересекал береговую линию и утекал на поля. Даже возникла мысль — а не срежем ли мы там дорогу? Однако и оставалась вероятность, что далее река течет по мелким обширным местам, а это грозило бы протаскиванием лодки по мелям пешком, и даже по болотистым местам. И мы пошли по основному руслу. Уровень в реке поднялся настолько, что зазор между нижней кромкой конструкции моста и поверхностью воды был немногим более полуметра.  Пройти под мостом было невозможно. Хотя при более низкой воде, конечно, такая возможность была. На удалении около 150-200 метров  вдалеке я видел, что поток, по которому я чуть было не собрался идти перед тем, покрывает дорогу, ведущую на мост. Лодку здесь мы обнесли через дорогу.

Уже с грунтовой дороги у моста мы видели невероятное скопление лебедей на заливных лугах. Птицы, похоже, только прилетели с юга, с зимовки, ещё не разбились по парам. Сотни, сотни птиц! Прекрасное зрелище. как-то всплыло горькое воспоминание, как в церкви «новое поколение», когда я однажды, разговорившись, сказал, что видел сотни лебедей (на Лиепайском озере, путешествуя с сестрой на только что купленной байдарке в 1982 году, в октябре) мне в лицо сказали: «Ты — лжец, такого не может быть! [Ты выдумываешь, чтоб похвастаться!]» Сейчас я с некоторой горечью вспомнил об этом. Как я мог быть среди людей, для которых вершина совершенства — «Лексус» их пастора? «Крайслер» более высокого «помазанника»?… Но … было…

А сейчас сотни белоснежных птиц были передо мной и супругой. Миновав мост, мы ещё какое-то время проходили мимо затопленных заливных лугов, на которых перед нами были сотни белоснежных птиц.

На возвышении справа начинается населённый пункт Пуре. Река разлилась и раширилась. Ширина стала достигать временами до 300 местов (в каких-то местах и больше!). Движение замедлилось. Иногда мы пытались срезать по этим залитым пространствам, уклоняясь от фарватера. Однако вдали от фарватера и течение было медленнее, и иногда попадали на мели, и толкались вёслами как шестом. Потом старались держаться фарватера. И радовались, когда «ловили» вновь течение.

Мы уже видели и шоссе Рига-Вентспилс, по которому проносились машины, оживлённое движение. Ветер нам мешал. Интересно было, когда миновали пешеходный мост в Пуре. Издалека даже не могли понять — что это за строение. Мы могли обойти его за 150 метров левее, по полю, где были столбики бывшего забора. Мы могли пройти меж этих столбов. Но заинтересовались этим строением у высокого берега Пуре и подошли поближе. И что? — Оказалось, это был пешеходный мост, при том, что сейчас воды реки плескались на уровне самого моста. Мы его объехали слева. Мост шоссейный через Абаву показался издалека, но приближение к нему потребовало времени. Две девушки, и две девочки стояли на мосту, приветствуя нас и маша руками. Мы приветствовали их в ответ на этих залитых счастливым солнцем водных равнинах.

После моста затопленные рекой пространства стали уменьшаться. Мы придерживались фарватера: даже визуально на ровных широких пространствах можно было найти именно место потока, место течения, которое сразу прибавляло нам скорости. Я прикидывал, что имеет смысл остановиться и перекусить в кафе, которое будет по дороге у самой реки. Вот мы и видим знакомый нам пешеходный мост через реку — мы наблюдали его всегда, когда ехали по Вентспилскому шоссе. Видим бордовые крыши домов, где раньше автобусы делали остановку на пути от Риги до Вентспилса (сейчас остановка в другом месте). Здесь мы поели горячего, взяв в кафе. Хозяйка — сварливая женщина, явно негативно настроенная к туристам вроде нас. Хозяин пытался завести с нами разговор, начав поносить кого-то из Саты, якобы собравшегося строить ГЭС, называя придурком. При этом они включили телевизионные программы, которые нам были неприятны — собственно, в походе мы были, чтоб именно удалисться от всекой такой гадости. Но хозяева нам что-то говорили, что надо быть «такими, как все нормальные люди!».

Я уклонился от разговора с навязчивыми ограниченными людьми, и мы продолжили путь.

По плану, я хотел встать на ночлег, не доходя до Кандавы. Предварительно планируя поход, был готов идти до Сабиле к концу 2 дня. Но… теперь мы дошли до Кандавы. Зачем и ради чего нам надо было дальше? Здесь была возможность хорошего ночлега, а завтра — финиш в Кандаве. И так и сделали. При том, что лес левого берега был затоплен, мы нашли удобное место и встали. С топливом в этой глуши недостатка не было. Берег высокий. Как выяснилось позже, мы немного не дошли до места, которое по карте считается «официальным» местом стоянки туристов-водников. Однако из-за высокого уровня воды была высокая вероятность, что именно то место уже затоплено. На утро, удалившись от нашего места чалки, заметили место, предположительно «то самое», которое на карте издания Кампо. Действительно, частично затопленное, лишь по некоторым признакам — соответствующее «официальному». Но вечером найти его было трудно. Да и не имело смысла искать. При этом лишь замечу, что стараемся оставлять места чистыми, иногда — убираем попадающийся мусор, чтоб место оставалось чище, чем до нас. А сейчас, по привычке, устроились в лесу прекрасно. Есть где поставить палатки. А уж чистоту мы всегда стараемся поддерживать в любом месте. Около 20.20 зашло солнце, и в лесу стало быстро темнеть.

Было как-то даже странно найти такое нетронутое цивилизованными вандалами место, и быть в мире, наслаждаться уголком природы, пением птиц. При том, что до нас доносился шум шоссе.

8 апреля мы не сразу встали. Мысль, что спешить не надо, была настолько определяющей, что после будильника мы поднялись ещё не сразу…

Однако хорошо поев, мы отправились. 4-5 последних километров, до финиша, пролетели как-то невероятно быстро: получается, что судно наше неслось почти со скоростью 9 км/ч. Впрочем, и накануне, 7 апреля, по программе трекеру, который хорошо зарекомендовал себя, получалось 6,82 км/ч — средняя скорость в движении, и максимальная — 12,25 км/ч. Это для надувного судна на латвийских реках, не Амата!

Кандава была перед нами —  на холмах. Мы видели большую надпись при въезде в город. Солнце заливало светом эти долины. А температура воздуха была около +18! Впервые пришло настоящее тепло. Река перед городом разлилась на равнинах до примерно 300 метров шириной. Мы выбрали место, где пристать, и пристали поближе к мосту.

У моста в Кандаве на громадном лугу нас ожидала скульптурная группа, которая развеселила нас — жёлуди с веслом в байдарке. Наташа даже попозировала, усевшись в их лодку…

Однако едва успели на автобус лиепайского парка на Ригу, 15.40. Это было один из самых скоростных сборов с реки! Около 40 минут, с запихиванием вещей в рюкзаки! Быстрее можно было признать только сборы Свири за 50 минут с Выханду.

И тут сюрприз! При том, что уже в Кандаве собралось около 12-15 человек, шофер заявил, что берёт только два человека! Не я один, другие тоже пытались упросить шофера взять их до Риги. Но… по-европейски, с улыбочкой, шофер посылал всех… по-европейски, далеко и долго.

Да уж…

Интересно, ведь есть вероятность, что и у нордековских шоферов (а следующий автобус только в 19.20!) те же требования! (не брать стоячих пассажиров) Пока мы сидели на остановке после ухода автобуса, и размышляли о способах попасть в Ригу, мужчина из тех, кто пытался попасть на автобус, заговорил со мной, предлагая скинуться на топливо, и его кто-то знакомый подвезёт до Тукумса! Я сразу расположился, и принял предложение. И вот мы едем на Тукумс-2. И скоро электричка несёт нас.

Мы были в Риге лишь на 10 минут позже автобуса! И даже дешевле, чем билеты автобуса! Вот так необычно завершилось наше путешествие!

Финиш сплава по реке Абава, 8 апреля 2018
Стоянка туристов-водников в Кандаве, около моста через реку.