2017 янв 17 Посещение водопадов около Сигулды зимой.

Маршрут 17.01.2017. Торопясь, я не сразу включил программу и успел пройти около километра от шоссе.

Для меня эта вылазка была одним из многих походов. Просто для меня само понятие «поход» — нечто большее, чем просто переход по километражу. Для меня поход может быть и на пару часов. И может быть «непоходом» какое-то мероприятие даже и на два дня и дольше, с ночевкой, но если там нет того открытия мира, которое мне просто, наверно, необходимо для души…

Однако в то же время в категорию ПВД моя вылазка тянет с трудом. Или всё-таки ПВД? Просто затрудняюсь — в какую рубрику разместить рассказ.

Итак, отоспавшись после трудной недели, я обнаружил солнышко за окном, и ринулся в Сигулду на водопады. Пока на автобусе доехал до Сигулды, солнышко почти исчезло, и скоро совсем исчезло. Выйдя на остановке «Институт» (или, по-простому, «светофор»), я не пошел по краткому пути, но, обходя шоссе, чуть вернулся в Сигулду. От кругового движения пошел по «Нурмижцельш» — так звучит направление у кругового, которое дословно переводится, как «Путь на Нурмижи».

Путь на Нурмижи. Я недалеко от Вейупите. Ручей скоро превратится в глубокий овраг, чуть ли не 60 метров глубиной, стекающий к Гауе.

Перешёл железнодорожный переход, дальше — мой путь по так знакомым местам, где мы были и с Андрейкой Кулаковым и его мамой в 2008 году, и где потом ещё не раз появлялись с Наташей, осматривая водопады. Теперь я знаю их, знаю подъезды, мне не требуется много времени их отыскивать. Но тогда — собирали по крупицам каждый «объект».

Дорога на Нурмижи. 17 января 2017 г.

Около километра по шоссе — до ручья Дауда. Затем — в снежной целине протоптанная тропинка к искомому. Похоже, люди шли не от машины, а просто от Сигулды пешком, как и я. В русле мелькнуло животное. Песочного цвета, чуть рыжеватое тельце зверя… Небольшая лисица! Она выбежала впереди на тропинку, протоптанную людьми, задержалась. В этот момент она как бы присела, чуть привстав столбиком. Даже казалось, что не лиса, а заяц. В тот момент подумал, что я ошибся, и там был заяц. Но позже разглядел лисьи следы — там, где она задержалась, сидя не на тропе, а в снегу.

Наконец, водопадик Дауды. Ручей Дауда течет то под снегом, то кое-где виден в овражке. Непосредственно водопад покрыт снегом и льдом. Вырываясь из-под снежно-ледяного покрывала, вода шумит, срываясь со своей ступени.

Водопад ручья Дауда. 17 января 2017.
Daudas ūdenskritums.

Водопад ручья Дауда зимой. 17 января 2017.

Часть сосулей была разбита. Кто-то пришел сюда не полюбоваться красотой и совершенством природы, а как вандал. Но наросли новые сосули и столбы льда.

Водопад ручья Дауда. 17 января 2017.
Сосули над водопадом.
Daudas ūdenskritums.

Засняв водопад, отправился в путь дальше.

Пройдя по шоссе, вижу поворот на дом Пекас, с указателями. Места знакомые, включая и характерный каменную стену старинного амбара, за которой выстроен сейчас какой-то сарай. Справа видны дома.

Указатель у поворота на дом Пекас.

Характерный амбар у Пекас.

Амбар у дома Пекас.

Только недавно, когда выходил из автобуса, было солнце. Но уже на Дауде небо затянули тучи, и краски стали вот такими скудными.

В какой-то момент со стороны домов раздался лай, выскочила черная собака, настроенная весьма злобно. Я шёл, не обращая на неё внимания. Она, однако, даже попыталась меня цапнуть за рукав. Постояв, я убедил её идти домой. Она поняла, что пришла не по делу, и ушла восвояси, останавливаясь и лая на меня время от времени. Замечу, что нигде ни раньше, ни сейчас какой-то таблички типа «частная собственность», нет. Просто характерная для Латвии специфика.

Миновал я хозпостройки, где стояли пару легковых машин. Со стороны Йодупе увидел пешехода моего «течения». Рюкзак «Маммут», трекинговые палки, бахилы… Поздоровались, разговорились.  Познакомились. Ну вот, меня знают заочно, наш с Наташей сайт читают… :)

Владимир взял интересный маршрут, пройдя от дороги, по которой можно было идти у Сигулды, в понижение долины реки. На мой вопрос — видел ли он водопад Йодупе, он ответил как бы уклончиво — что видел его плохо с верха обрыва. Он меня распросил о собаках у хутора. Попрощавшись, пошли далее, каждый в свою сторону.

Первым я посмотрел малый водопад Йодупите. Он словно тёк в трубе, в ледяном панцыре. Я пока не представляю — как нарастает эта ледяная труба вокруг потока, ниспадающего со ступени доломита или песчанника. Но… факт.

Водопад Малый или верхний Йодупе зимой, 17 января 2017.
Jodupes ūdenskritums.

Далее, уже не поднимаясь на поверхность, я полез к Большому водопаду Йодупите. С Наташей мы здесь были впервые в 2009 году. Я тогда смеялся, говоря, что она пробиралась с обрыва, цепляясь руками и ногами за деревца и корни, как обезьянка… Сейчас точно так же, как обезьянка, карабкался и я. Только склоны были заснеженные, а под снегом — лёдик. Но не упустил случая, и сделал прекрасный кадр со склона — кадр водопада в глубоком овраге.

Водопад Большой Йодупе (Йодупите) зимой, 17 января 2017.

Потом спустился, рассуждая, что ежели я сумел забраться внутрь, то уж выбраться точно смогу! ;) :)

Некоторое время фотографировал водопад. Он действительно того стоил, чтоб до него долезть…

Водопад Большой Йодупе зимой, 17 января 2017.
Jodupes ūdenskritums.
Ледяная труба.

Водопад Большой Йодупе зимой, 17 января 2017. Снимок со вспышкой.

У водопада-ледопада.

Речка Йодупе зимой, 17 января 2017.
Jodupe.

Потом прошёлся чуть вниз по течению ручья, и начал подниматься наверх, не дойдя до обрывов в русле. Вот и кромка обрыва. Обнаружил ещё множество сосуль и даже небольших колонн льда — летом здесь стекают струйки ручьёв, а сейчас они замерзли.

Поднявшись на поверхность, над оврагом, стал искать следы — где пришел Владимир. Какое-то время не мог найти входного следа. Нашел — где он подходил к краю обрыва, стараясь разглядеть водопад сверху. Да, склон действительно был скользкий, и спускаться вниз — был бы некоторый… риск. Ну, а потом я, пройдя по его следу, обнаружил и то — откуда он пришел, идя по правому берегу оврага.

Снег в местах следов Владимира оказался красноватым.

Заметил, что в месте, где Владимир пытался так же и с правого берега оврага подходить к краю, чтоб разглядеть водопад, снег окрашен в красноватый цвет, и это особенно хорошо заметно там, где следы человека в сугробе.

Впрочем, снег сейчас не такой глубокий. Просто за зиму, которая вновь началась лишь в январе, в первых числах, не успело нападать. И передвижение не особо затруднено…

Прочные замки амбара…

Однако световой день заканчивался. В идеале я собирался осмотреть ещё некоторые объекты в районе. Но, прикинув время, пошел обратно. Когда вышел на Нурмижскую дорогу, трекер-навигатор показал, что ещё остаётся 5,1 км до железнодорожной станции. На дороге я был в 16.15. В 17.10 отъезжал от Сигулды дизелем.

Вечерняя Сигулда. 17 января 2017 г.

По программе трекера, включенной около автобазы у Вейупите, пройдено 12,5 км. К ним — прибавить километр до точки включения трекера, и отнять с полкилометра топтания на водопадиках. Итого — около 13 км. пройдено за поход.