2023 октябрь, 4 дня, горы Татры в Словакии и Польше

Или рассказ о том,

как латвийские безработный и пенсионерка

отправились в горы Татры.

Да, Наташа в этом году стала получать пенсию. Всё было (пенсия, возраст) где-то в потустороннем мире, и вдруг — свалилось, на тебе!!!

Страница находится в разработке! Не закончена!

Введение

В горах мы хотели побывать давно. Всё время, пока ходим в походы после свадьбы. Петя бывал в (настоящих, Кавказ) горах в последний раз в 1987, а Наташа — в 1977 году (не совсем настоящих, край гор в Крыму). Да, в 2018 году мы смотрели с федеральной трассы Кола на Хибины, но времени (и сил) на съезд с трассы и посещение гор после водного похода 2 (-3) к.с. уже не хватало.

Планы вынашивали давно. В 2015 очень внезапно всплыла возможность съездить именно в те горы, куда даже намеревались. Но… но Всевышний не дал. Почему — не знаю. Так, и в 2019 году уже готовый план посетить (именно) Татры не состоялся — Наташа сломала руку, сложный перелом! Так и в марте этого года в момент, когда готовы были ехать, у Пети заболел зуб так, что… мало не показалось. Всё (поездка) рушится!

И вот, когда строили планы посетить горы Скандинавии, взвесив всё — и ресурсы, и достаточно ухудшившийся прогноз погоды в Швеции-Финляндии, мы вдруг обнаруживаем, что всё готово для посещения Татр. И едем.

Очень хотелось побывать в горах. Однако поход, путешествие было не просто развлекательным. Поскольку на нашем сайте есть информация о водопадах Латвии, хотелось пополнить сокровищницу сайта именно водопадами. Собственно, эта направленность и легла в основу планирования путешествия. Так, полезная и интересная статья «Девять величественных горных массивов Польши» — ибо если живы будем, и Бог позволит, будет злорово побывать ещё в интересных местах. Статья «Пять самых красивых водопадов Польши» — в ней говорится и о самом высоком в Польше водопаде (который мы оставили на следующий раз). Перечень наиболее известных водопадов Польши на русском, только 15 мест, есть на трипэдвайсор. (Так же будет полезно «самые красивые водопады Нижней Силезии«). Но главная часть нашего путешествия — всё-таки на этот раз была Словакия. Вспоминая начало этого (2023) года, благодарю за небольшую весеннюю консультацию семьи, известной в сети как «Отчаянные путешественники». Тогда мы не использовали советы, но позже, изучая информацию о предстоящем районе похода, ещё раз выходили на их информацию. Единственное, так это вопрос, которым мы задались, :) прочитав их статью-отчет: если они — «отчаянные путешественники», то кто тогда мы? :) :) :)

Общая планировка

Наташин отпуск — две недели. После работы ей требовалось хотя бы пару дней пассивного отдыха, и так же дни пассивного отдыха требовались после похода, до выхода на работу. В горах запланировали провести 4 дня.

Нитка общего маршрута: Рига — Мариямполе — Кемпинг Татранец (Татры Словакии) — Закопане (Татры Польши) — Мариямполе — Рига.

Денежными ресурсами мы большими не располагали, тем более, что позже, после похода, требовались ещё траты и Петина поездка в Москву. Глядя на то, что люди, значительно моложе нас, останавливаются только в гостиницах, едят только в кафе и ресторанах, боятся спать в палатках (в ПВД по Латвии мы говорили с некоторыми, и обнаружили, что кто-то бывал и в Испании, и в других странах, но ни разу не ночевали в палатках), мы понимаем — насколько далеки наши менталитеты. Так же видим, что люди, значительно моложе нас, даже не замахиваются на те расстояния, которые мы проводили за рулём (за рулём был Пётр, от Натши требовалось не спать, даже если спать хочется).

На дорогу туда отводилось 1,5 дня, на дорогу обратно — 1 — 2 дня, по силам (прошли за 1,5 дня). Из 5 ночевок в Татрах одна, последняя ночь была в гостинице, остальное — в палатке в кемпинге. Кемпинг нашёл и «вычислил» тот, который соответствовал лучшему соотношению нескольких факторов.

Зная реалии Латвии, по пути забронировал место в кемпингечерез букинг.ком. Ибо в Латвии лихие хозяева, если не забронировать через букинг.ком, могут затребовать плату и выше, и вести себя более развязанно и бескультурно. Забегая наперёд, просто скажу, что к тем местам, где мы останавливались, это не относится, могу только сказать, что и в Литве, и в Словакии, те, с кем мы общались, все хозяева показали себя с самой лучшей стороны.

Старт, 18 октября

18 октября выехать с утра не получилось — подготовка к походу шла в этот день очень активно. Сделав все необходимые действия и процедуры, мы выехали только в 17 часов! Навигатор повёл нас странно… Думали, что навигатор обходит пробки и заторы. Но навигатор повёл нас на очень плохую дорогу в Литве. Потеря времени (и доверия к навигатору)… Но в Мариямполе мы приехали пусть и не слишком рано, но по плану. Остановка — в намеченном ранее кемпинге.

Ибо мы уже в походах вполне адаптированы к ночевкам не просто в палатках, но в палатках круглый год. Кемпинг в Мариямполе расположен очень удобно — недалеко от границы с Польшей. Дежурного не было, но согласно записке на английском в будке дежурного, «деньги оставьте в почтовом ящике». Впрочем, утром появился работник, и мы расплатились с ним. Кроме нас, на территории кемпинга стоял ещё автобус-кемпер.

19 октября 800 км за рулём

Переезд до намеченной точки, до кемпинга Татранец (около городка Татранская Ломница). Утром из Мариямполе не выехали рано, поскольку Пётр настоял на более плотном завтраке, сытная молочная каша. Выехали ближе к 9 утра по местному.

Когда проезжали Краков, пошёл дождь. Перед Краковым — строительные (новое шоссе) и ремонтные работы на дорогах, что существенно затормозило движение. Пока пересекали Польшу, Пётр, вообдушевившись высокой скоростью передвижения, забронировал наше пребывание в кемпинге Татранец. Однако встав в пробках около Кракова, уже немного жалел — на букинг.ком сразу пришло требование «если забронировал — плати!», т.е. есть опасность, что плату бы содрали в любом случае. Итак, опаздывать теперь мы не имели права. Объезд вокруг Кракова, по холмам, по узким улицам, забитым машинами, был утомителен. На большом шоссе за Краковым всё стояло в пробке. Далее — гонка по мокрому от дождя автобану в сторону Татр, подъём на холмы, и всё это в темноте как-то незаметно переходит на горные дороги, перевалы, и сплошные пробки на горных дорогах с кучей ремонтов, загородок, обрывами рядом с узкой, петляющей среди обрывов дорогой. Уже после Кракова Пётр стал уставать. Автобан был с постоянно петляющей дорогой. Когда встречались на мокром шоссе ограничения «90″, «100″, «110″ км/ч, мы и так, стараясь ехать безопасно, уже ехали в темноте с этой скоростью. Но раз за разом затем догоняли некоторые, замеченные нами машины, которые, вроде бы незадолго до того обгоняли нас в этой гонке. Для Петра такое шоссе было впервые. После перевала было особенно трудно. Усталость накопилась. Получалось, что трудность возрастала пропорционально накопившейся усталости. Но… наше пребывание по букингу.ком уже зарегистрировано, и не отступали.  Если бы не этот фактор, мы бы нашли другое место переночевать, по дороге.

Незадолго перед границей со Словакией остановились в городке. Зашли в магазин. Продавщица была очень приветливая, мы купили буквально мелочи, больше зашли расслабиться и разрядиться. Добрые искренние пожелания, улыбка продавщицы подкрепили нас. Но расслабиться Петру было трудно, тем более, что казалось, что самая трудная дорога нас ожидает именно перед кемпингом. Однако перед кемпингом стало даже легче. Впрочем, на словацких дорогах Пётр ехал медленно, осторожно, и пропускал попутные машины. От Мариямполе пройдено 810 км.

Выехали из кемпинга в Мариямполе примерно в 9.00, приехали в кемпинг Татранец в 21.30 по местному, или в 22.30 — по «прибалтийскому». Или в пути, в целом, были 13,5 часов, включая заправки, остановки на то, чтоб поесть и заход в интернет (+ориентирование). Естественно, в пробках скорость передвижения была иногда около 20 км/ч средняя, а иногда — приближалась к нулевой. Средняя скорость — усредняя между пробками в окрестностях Кракова, и автобанами, по которым пролетели всю Польшу. При этом шли по навигатору мимо Белостока.

Под дождём стали смотреть — где администрация. Нашли вход в гостиницу. К большому нашему удивлению, английский нам не понадобился — и директор кемпинга-гостиницы, и работница говорили свободно по-русски. Директор был на рабочем месте. Он показал нам место расположения, и вместо общей кухни и туалета показал нам домик, в котором мы бы пользовались удобствами. Летом домик сдаётся отдельно. Как сказал директор, бронировать через букинг.ком место не надо — лучше договориться с ним, я оставил его номер телефона. И по всему общению во время нашего пребывания уверен, что лучше действительно договариваться с ним.

В кемпинге от дождя почва разбухла. Признаюсь, просто опыт лагеря в походной обстановке нам помог расставить лагерь на месте, куда потоки воды не затекли бы, приготовить ужин, и улечся. даже не помню — во сколько улеглись тогда. Но поесть Пётр настоял — слишком много сил было потрачено. Машину мы поставили так, чтоб защищала палатку от сильного, почти штормового ветра. Как всё знакомо! :) Однако лишь замечу, что ставили голубую палатку. При действительно серьёзном шторме ставили бы старую зелёную палатку (Trimm чешского производства).

20 октября Акклиматизация Наташи

Дали себе волю отоспаться. Добавлю, что само путешествие было как бы разведочным. Ибо у себя слишком много дел нерешенных, и мы изначально не планировали ехать в горы надолго. Но этот день, 20 октября, мы отделили для привыкания. И отдыха. Здесь: у Петра просто минимальный опыт, что в новом месте нужно 1-3 дня акклиматизации перед серьёзными походными усилиями. Но в этот день мы ещё и отсыпались.

Тем не менее мы прошлись сначала просто по окрестностям, в противоположную сторону от гор — по карте там была станция, ближе, чем Татранская Ломница. Вокруг станции было запустение (как в 90-х, или в российской глубинке). Станция — лишь платформа для поезда (позже выяснили, что состоит из одного вагона), тут же — пешая тропа для хайкинга. Поезд ходил редко от ближайшего города Попрад до Татрански Ломницы.

Словом, выяснили, что эта станция нам незачем, но получилась весьма полезная прикидка — вернувшись в лагерь, переоделись, отбросили то, что сочли лишним.

Так же выяснили, что автобус местный ходит не просто по «зимнему» расписанию (после 30 сентября остаётся минимум рейсов), но вообще не пришёл даже по тому расписанию, которое было на остановке. С этого момента мы решили не рассчитывать на автобус, и в Татранску Ломницу (и обратно) ходили пешком, о чём ни грамма не жалеем. Автобус местный мы пару раз видели на трассе.

В горы мы в первый день зашли. Но уже день заканчивался. Впрочем, мы насладились красивыми видами окрестностей Татранской Ломницы. Посмотрели громадный резервуар для сбора и дальнейшей очистки воды. Когда до первого водопада оставалось 3 километра по тропе, решили, что будем возвращаться. Недалеко от водопадов была станция фуникулёра Хрибёнок (не ручаюсь за правильную русскую транскрипцию Hrebienok), близко под ним — станция Старый Смоковец. Но этот день была просто прогулка, привыкание к горам. И мы просто вернулись в кемпинг. В Татранской Ломнице нас окликнул один из постояльцев кемпинга, и довёз до Татранца на своём бусике.

21 октября Водопад Скок

Лишь на второй день мы пошли «по плану» одна из целей, намеченных заранее, водопад Скок.  Тропа к водопаду идёт от станции и населённого пункта Штрбске Плесо. Само озеро мы не смотрели. От самой станции идёт асфальтовая дорога. По сторонам — кафе, рестораны, развлечения. Есть станции фуникулёров, которые доставляют вагончики почти на вершины (т.е. для людей с любыми физическими возможностями есть варианты побывать на горах). Через пару километров от станции асфальт заканчивается, и далее идёт тропа. Тропа лёгкая, специально приготовленная для посетителей. Всего лишь 5 километров — и мы, фактически, в горах.

Водопад незаурядный, с прекрасным обзором. Выше водопада идёт тропа дальше в горы. Признаюсь, мы ещё не оклемались за предыдущий день, и осознавая усталость, дальше не пошли, лишь поднявшись немного выше (тем более, время было рассчитано — в Штрбске Плесе были в сумерках; хотя состояние тропы позволяло двигаться по ней в глубоких сумерках, а у нас есть опыт и ночных походов, в незнакомом месте искать непредсказуемых приключений не стали).

У Петра было желание в один из дней подняться в одиночку на Рысы. Но дней не так много было, Наташу одну оставлять не стал (Наташа признала, что на Рысы ей идти рановато). Программа наша и так была очень насыщенна.

Вечером — ужин в кемпинге.

22 октября Водопады Студёного потока

Всю ночь бушевал ливень. Мы выходили, опережая окончание дождя. Однако могли выйти даже ещё на час раньше… То, что увидели, превзошло ожидания.

Промежуточный пункт был Станция Старый Смоковец — небольшой городок в Татрах. Сюда мы доехали на поезде от Татранской Ломницы. В Старом Смоковце на гору едет фуникулёр. Можно было и пройти пешком по дороге или тропе около 2,5 км в году. Но мы как экономили силы, так и время. Цена на фуникулёр 9 евро, если сразу взять туда-обратно, 11 евро. Наташа скидка 2 евро.

От верхней станции фуникулёра Хребенок (если я правильно прочитал), идёт тропа, или тропы как по долине водопадов, так и к приютам в горах.

Материал будем выставлять постепенно, ибо очень много материала.

Короткий ролик с рассуждениями по пути с водопада Обровски.

23 октября Закопане, Польские Татры

Сдали ключи от домика с удобствами, и выехали в следующее намеченное место. По плану у меня было осмотреть водопад Сиклавица в польских Татрах, и хотя бы коротко ознакомиться с польскими Татрами.

По пути остановились в Буковине Татранской.

Гостиница Валков Двор. Заняли номер, вышли в горы.

Водопад Сиклавица. Восхождение в сторону хребта. Возвращение в темноте.

24 октября Возвращение по Польше

Завтрак в гостинице. Шведский стол. Выехали немного позже, чем хотели. По местному времени завтрак в 8.00 начинается. Но по Прибалтике — уже с 9.00! После завтрака стартовали только в 8.40 по местному (9.40).

Как до Кракова, так и после Кракова движение — сравнительно медленно. При дневном свете автобан проходится куда легче, мы шли уже со скоростью, допустимой на автобане.

Пройдено за день 790 км. В кемпинге Мариямполе в 22.06, при некоторой потере времени на поиск газовой заправки в Литве в районе границы с Польшей. Газовая заправка только (!) в стороне от главного шоссе, именно по дороге, ведущей к кемпингу.

Т.е. путь от Закопане до кемпинга в Мариямполе составил 12,5 часов. Включая перекусы, заправки, и стояние в пробке как в Кракове, так и в глухой пробке города Ломжа, куда зачем-то занёс нас опять навигатор…

Около 22.00 мы расставляем палатку в уже знакомом кемпинге. Воспользовались самораскладывающейся палаткой (купленной в Максиме, Нэшионал Джиогрэфик :) ). Удобно, когда лень, или нет времени возиться.

25 октября И вот… :( опять Рига

Утром сворачиваемся, готовим на кухне завтрак. Когда уже выезжали, Пётр остановился в проходной, и дав Наташе камеру, стал снимать сцену под названием «мы расплачиваемся за кемпинг» (напомню, записка на будке дежурного, которого нет, гласила, что деньги оставить надо в почтовом ящике).

Работник, или, возможно, хозяин кемпинга поспешил к нам. И даже взял деньги, вернув 8 евро, сказав: «-Потому, что сейчас не сезон.» Сам я предполагаю, что был ещё фактор, о котором он не стал говорить… Этот фактор — за честность. :)

Далее — путь по мерзкой сырой промозглой прибалтийской погоде до дома. Но глядя на прогноз, я и хотел проехать, миновать Польшу и Литву, ибо по прогнозу, Польшу должно было засыпать снегом! В Татрах мы были в лете с осенней листвой (+19). Сейчас мы вернулись в промозглую сырость. С дождями и белыми злыми мухами. Ремонты на дорогах, серая-серая окружающая действительность.

Впрочем, встречали приветливых литовцев на заправках, где два раза останавливались (один раз — чуть отдышаться перед продолжением гонки).

В самом начале дневного пути, на автобане (в Литве по автобану можно идти даже быстрее, чем в Польше — 130 км/ч) всего за один час три раза по ветровому стеклу летели камни из под колёс впереди идущих машин, и два камня оставили след на моём стекле :(

В 13.05 мы были во дворе нашего дома… Занесли содержимое машины в дом, растопили печь, поели.