1987 апрель ПВД. Река Вента. Ст. Вента — Скрунда.

Станция Вента — Скрунда. Поход выходного дня. 1987 г. Литва — Латвия.

Поход интересен некоторым подробностями. О современных возможностях похода по реке Вента в этом районе можете посмотреть здесь. Карта, где есть и начало того маршрута маршрута:

Топографическая карта Венты от ст. Вента.
Клетка — километр. (скан с карты 1:50 000)
Современная топографическая карта.

В тот поход отправились трое человек. Кроме меня, Петра, и опытной к тому времени дамы, с нами пошёл приятель по работе, мой коллега Вадим Галкин. Мы взяли два «Таймень — 2″. Рассудили, что опытная дама будет в экипаже с неопытным Вадимом, а я, Пётр, пойду один на втором «Таймене». Для Вадима это вообще был первый в жизни поход.

Итак, мы сели в ночной поезд Рига — Клайпеда (в то время таких границ и противоречий между республиками, как сейчас, не было, и этот рейс три раза пересекал латвийско-литовскую границу; поезд всегда был заполнен, т.е. востребован). Около 6 утра (или даже 5!) высадились на станции Вента, недалеко от Мажейкяя. Итак, раннее утро, скорее — ночь. Мы пошли к реке. Надо было пройти около 2 километров по грунтовке, спускающейся к реке. Сейчас просто интересно вспомнить — с какой лёгкостью нёс эту байдарку, при той физической подготовке и моих неполных 24 годах. Со своей строгостью я увещал Вадима, который стонал от поклажи и не мог двигаться. Когда выяснилось, что я скачу с моей ношей из-за того, что она легче упаковки на Вадиме, мы поменялись, чтоб ему было легче, после чего Вадим свалился совсем.

Но… постепенно дело было сделано, и наша маленькая команда пришла к воде. Ночь, темнота… Простор реки перед нами… Над рекой где-то ухал филин…

Понимая, что в поезде не выспались, мы расставили палатку, и 2 часа поспали. На свежем воздухе молодой организм быстро восстанавливает силы. Признаюсь, глядя на попадающих к нам в команду сегодня молодых людей, очень удивляюсь их пассивности и заторможенности на свежем воздухе. Вадим по сравнению с современной капризной и амбициозной молодёжью был героем!

Около 9 утра встали, быстро собрали лодки и вышли. Начало апреля, Вета была очень полноводна. Во время спуска лодок обратил внимание, что по реке проплыли несколько льдин. Но Курземе, и та часть Литвы, где мы были, были уже полностью свободны от снега.

По описаниям моей сестры Иры, которая уже ходила этим маршрутом, где-то перед границей Литвы и Латвии находится полуразрушенная плотина, где находится интересная бочка. Что-то она рассказывала и о том, что какая-то из их резиновых лодок попала в критическую ситуацию, когда попала в бочке и не могла выбраться. Тем не мене, когда мы шли, это место было покрыто водой: место я узнал, но там лишь был небольшой стоячий вал, до середины реки от правого берега. Вскоре после этого препятствия (не знаю его состояние на сегодняшний день!) появляется граница Литва — Латвия.

Правый крупный приток Венты — Вадаксте — является естественной границей между Литвой и Латвией.

Уже ближе к вечеру в тот раз мы подошли к Нигранде, из чего делаю вывод, что останавливались для каких-то осмотров природных интересностей. Печь для обжига известняка, находящаяся в Нигранде, тогда была видна издалека, и выглядела очень эффектно, неповторимо, даже внушительно — в угасающем дне. Когда я был там же в 2012-м, печь мы разглядели, лишь подойдя поближе: выросшие вокруг деревья частично укрывали её, и её вид не был настолько величав, как в 1987-м (насколько этот термин можно применить к такому строению).

Alšu kaļķu ceplis.
Печь для обжига известняка в Нигранде.
Фото 2012 г.

А в том походе, 1987-м, оба дня нас сопровождала идеальная погода. Солнце, которое согревало нас. По берегам — просыпающаяся природа и зелень сосен. Ночевали на правом лесистом берегу несколькими километрами ниже по течению того места, где останавливались с приятелем в 2012 г. Утром во время сбора видел крупного ястреба, который летел прямо на нас, на наш лагерь, но буквально метров за 30 отвернул в сторону.

Характер реки в районе места стоянки 1987 г., в районе Дзелмес.
Наше место стоянки в 1987-м году. Фото 2012 г.

Утёсы в том походе я сегодня помню слабо: вроде, уровень воды был такой, что пороги около Атрайс калнс и Гобдзиню клинтс были полностью покрыты. Мы, как помню, не задерживались на утёсах, потому что торопились на поезд Лиепая — Рига, который из Лиепаи отходил в 18.15 (т.е. около 19.00 проходил через Скрунду). Впрочем, нам помогало быстрое течение. Поверхность реки была спокойной, трудностей не было.

Утёс Гобдзиню.
Gobdziņu klintis.

В Скрунде, миновав шоссейный мост, мы подошли к железнодорожному, где в спокойном месте собрали байдарки и отправились по тропе вдоль железнодорожной насыпи на станцию. Вадим теперь был гораздо крепче (да и продуктов в упаковках меньше), и мы достаточно оперативно и спокойно дошли до перрона. Тогда поезда Лиепая — Рига шли три раза в сутки… Можно было ехать и автобусом — около шоссейного моста доныне есть поляна, на которой я регулярно видел сплавщиков, завершавших поход.

Поход прошел настолько удачно, что мы собрались через неделю в следующий поход — покорять верхнюю часть реки Амата.

Река Вента на территории Латвии до Скрунды.

Вента является полноводной в том месте, откуда мы шли. Считаю, что для весенних водных ПВД молодых туристов имеет смысл сплавляться по Венте ещё выше по течению, с территории Литвы. Особеннно если организовывать не ПВД, а на несколько дней — классическую «единичку». Если идти по Венте только по территории Латвии, то после Скрунды река разливается, замедляется, и движение будет похоже на движение по стоячему водоёму.