2020 10-14 апр (приближ. 1 к.с.) Озеро Кала — Вецпиебалга

Самоизоляция продолжается.

Поход, который проходил во время государственных праздников католической Пасхи, вышло четыре выходных дня, с 10 по 14 апреля. В заголовке я указал «приближ. 1 к.с.», т.е. «приближено» к 1 к.с. Может, это и небольшое преувеличение (ибо официально ранее пешая 1 к.с. была 130 км — 6 дней, после реорганизации, например в водном туризме системы категорий снизили с 150 до 100 и с 6 дней до 4; к стыду, не проверял, но возможно, что и в пешем туризме нормативы снизили в соответствии с жёсткими капиталистическими реалиями — скорей всего, из-за того, что трудней договариваться с работодателями о выходных; впрочем, кто знает истинные причины, могут поправить или дополнить меня), но в 80-е годы прошлого столетия мы на осенние праздники в ноябре проходили «единичку», укладываясь в те же самые три-четыре дня, в лучшем случае — пять или шесть дней, которые могли откроить от учебного процесса, либо отпроситься с места работы. Поход с несколькими ночевками… По-настоящему, по продолжительности и километражу того времени у нас пеший поход был разве что поход 2014 года по береговой черте Балтийского моря. С водными походами, конечно, побогаче.

Пока мы не успели выставить фото на этой странице, несколько снимков есть на ФБ.

Предисловие

Давно мы собирались пройти пешим походом по Видземской возвышенности, захватив гору Гайзинькалнс — высшую точку Латвии. Так, в 2007 году попытка похода в эти места была с нашим другом Василичем Нестеровым. Поход, получился прекрасным, но немного сокращенным, и частично на авто. В 2019 году мы , Пётр и Наташа, несколько раз посещали эти места. И истоки Гауи, и гору Гайзинькалнс, на машине. Идея похода в эти красивейшие места была давно. И вот, посмотрев обстановку, и увидев, что водный поход именно на эти выходные проводить нерационально, мы решили отправиться в Видземе пешком. Предварительно, за неделю до похода, планировали ПВД на Гайзинькалнс, как разведку в район, чтоб в основном походе пройти именно район реки верховий Огре. И тот поход ПВД состоялся, но разведка, из-за того, что просто не пришёл (!) местный автобус, прошла ближе к Эргли.

Некоторые коррективы, а, точнее, хаос, внёс в общую обстановку в Латвии коронавирус и государственные мероприятия, связанные с ним в 2020 году. И утром 10-го апреля на автобус в Эргли 10.40 мы из-за сборов не успели. Поэтому поехали рейсом в 15.00, начиная, практически, вечером.

Если предварительный маршрут был: От остановки на шоссе Эргли-Мадона до озера в стороне от частных территорий и от природного парка в районе Вестиены, затем — через парк озера Виешура в сторону озёр Большой и Малый Лидерис, затем — вдоль русла Огре — до мостов примерно в районе Цирсты, и, осмотрев протоку между озёрами Инесис и Огре — до Вецпиебалги. На пространстве до Вецпиебалги рассчитывать на транспорт не приходилось: это — глушь. И 4-5 апреля мы убедились, что местные деревенские мадонские автобусы могут не приехать «просто так». Однако более поздний выезд внёс коррективы и в маршрут.

10 апреля

Из Риги выехали в 15.00. Около часа мы провели в Эргли, собираясь на автобус Мадонского предприятия «SIA Ceļu būve» («Дорожное строительство»). Продукты были закуплены заранее, в Риге. Приехав, распросил у местных подробнее — может, ли, чтоб автобус не пришёл, как это УЖЕ было 4 апреля в предыдущем походе в эти места, когда хотели пройти Гайзинь, но не смогли из-за того, что автобуса не было? Девушка ответила, что «они обычно всё-таки принципиально приезжают хоть как-то». И мы стали ждать.

К назначенному времени, даже за полчаса до 18.15, отправления по расписанию, два микроавтобуса стояли на плацу стоянки, в дальнем углу. Шофера переговаривались, попросту, болтали. И даже спустя 10 минут после времени отправления. Кроме нас, ехал только немного пьяненький строитель, приехавший из Риги одним с нами рейсом. В 18.25 я спросил — а какой из них поедет через Вестиену. Один из шофером, с мрачным злым лицом ответил, что он, но посадка — у табличек. О, насколько злое лицо его было и позже, и всё время дороги!!! Стало ясно, что здесь, как в деревне — хочу еду — хочу, по обстановке, еду когда-нибудь. Видно, типа транспорта для местных. А их господа на Гайзинькалнс ездят на своих авто.

Впрочем, могу отметить, что год назад, в 2019-м, когда мы ездили на Гайзинь, дороги в Эргли были в жутком состоянии, разбитый советский асфальт, внешне — наверно, не ремонтировавшийся с советского времени или лет 20. Но уже 4 апреля этого, 2020 года, весь город — все улицы его — был погружен в дорожное строительство. Эргли приводят в порядок. Хотя в СМИ информация о том, что даже гостиницы в Эргли разоряются из-за общей обстановке. До коронавируса!

Шофер летел (именно летел, очевидно, выгоняя время после длительного стояния и выезда не по расписанию) в сторону Вестиены-Мадоны по асфальтовой дороге. Он мог и пролететь мимо остановки Силакрогс (не путать с одноимённой в районе Алаукстс!), если бы я уже не вышел бы к нему самому (а с тем же злобным лицом он требовал «не садиться там, где крестики на сиденьях» — избегая крестика, я сел на другое сиденье, но позже оказалось, что и там был приклеен к сиденью крестик). В 18.39 я делал снимок выцвевшей таблички на остановке Силакрогс. И вот мы чуть вернулись сотню метров к остановке, и, вынув камеру и засунув дорожный пакет из рук в рюкзаки, отправились в путь.

Было большое желание посмотреть поближе озеро Кала (насчет названия  - просто совпадение со словами русского языка, не пугайтесь!). По  предварительному плану, пройдя мимо озера в этот день, в целом мы собирались пройти 10-13 километров до другого озера, и в его окрестностях, за пределами частных земель, сделать у воды ночевку. Сейчас ясно было, что до заката мы не успеваем встать. Наташа утверждала, что она может пройти это расстояние (опыт даже ночных передвижений и даже по лесу у нас имеется). Однако оценив её готовность, я решил не идти этот раз маршем, особенно учитывая то, что обстановка может быть отличающейся от того, что на картах. И хотел посмотреть исток реки Весета засветло.

Осмотр места для установки лагеря. Ставили на гарантированно удалённом от частных территорий месте. Хотя… гарантировать 100% нельзя. Но… Хотя бы на удалении от тех мест, которые важны хозяевам! В овраге трещали сучьями убегающие звери, вероятно, кабаны. К озеру мы с вечера не пошли.

Итак, пройдя лишь чуть более 2 километров, я встал лагерем около оврага, который обеспечивал нас ручьём с чистой водой. Сюда шли тропы зверей (какой-то из них пробирался в чаще недалеко от нас), здесь на уступах оврага с грязью были ванны кабанов, и тропы косуль и, похоже, оленей.

Знаков вокруг не было, но я действовал согласно закономерностям, которые , кроме отсутствия купиц, можно свести к следующему: территория, где хорошая почва и есть пейзажные виды — частная. Таков парадокс. Когда есть хутор с людьми, с которыми можно говорить, иногда мы просто договариваемся, иногда предлагаем заплатить и, в случае адекватного общения, можно расположиться. Здесь: людей не было, а если бы нас обнаружили бы без спроса, то это было бы хуже. Так что избегаем частных земель, на удалении (судя по вырубкам и по характеру вырубок, государственные леса), ставим лагерь.

11 апреля

В 7.00 — подъём. На улице — мороз. Наблюдаем интересных птиц, с какими-то странными криками. Наташа сама признала, что хорошо, что вчера встали лагерем рано, и лагерь приготовили засветло. После завтрака стартуем, получше приладив снаряжение, в 9.40. Иногда получается собраться оперативнее, но сейчас — как есть.

Вышли к озеру Кала. Двигаемся по дороге, стараясь обойти гипотетические частные территории. И точно — идя по подобию заброшенной грунтовки, в стороне увидели на другой, хорошей грунтовке, издалека характерные таблички.

Озеро Кала. 11 апреля 2020 г.
Kala ezers 11.04.2020

Пройдя какое-то расстояние, с грунтовки идём в сторону истока Весеты из озера Кала (вообще, с 80-х я мечтал посмотреть и сам исток, и оценить, так же, возможность сплава по этой речке; сама река, некогда более порожистая, чем Амата, за 35 лет спрямлена, пороги и водопады уничтожены, но из-за большого уклона, по логике, должна и поныне представлять интерес для сплава).

Тут мы заметили человека, от хутора направившегося явно в нашу сторону. Я подождал его, и с ним по-латышски поговорили… Он сказал, что это — его частные земли, спросил меня — зачем мы идём? Я объяснил ему. Он принял нас за исследователей, учёных, я объяснил ему, что вообще-то, по факту — да. (Только прямо отвечая на вопрос, я осознал, что именно теми мы и являемся — не просто идущие поразвлекаться, но исследывать. Исследовать, потому, что иначе не можем) Про лес у озера он сказал, что там действительно «везде частные территории» (как я и предполагал!). Возражений на то, чтоб мы осмотрели исток Весеты из озера Кала, он не имел, и великодушно разрешил осмотреть и сфотографировать озеро, исток реки и пейзажи вокруг. Потом он вернулся к своей работе на лесопилке, а мы, получив разрешение от него, подошли к Весете.

Озеро действительно прекрасно. Я только оценил, что здесь самые прекрасные пейзажные дни — это осенью, когда берёзы в золоте…

Обратно мы вернулись на ту же грунтовку, ибо этот человек сказал нам, что если мы пойдём вдоль реки напрямую к мосту через Весету, то именно там на хуторе есть непривязанные собаки, которых желательно обойти. Мы послушались его совета.

Осмотрели так же мост и оценили, что по Весете идти можно на судне типа Тимана, но желательно в более высокую воду (сейчас из-за отсутствия снегов не было высокого паводка).

Далее мы пошли по дорогам, пользуясь бумажной картой. Постепенно, идя в сторону возвышенности вокруг Гайзиня, поднимались. Первый холм возвышенности достигли по лесу, по бездорожию. Идя там, где нет дорог, вышли на болота. Помогали и мне, и Наташе армейские ботинки. От первой возвышенности вскоре вышли на лесную дорогу и потом — на грунтовую.

Подходя к Гайзиню, вынужденны были обходить частные территории. Это — словно бич. Тем не менее, обойдя территории, взошли на гору (если точнее, холм!) Сирдскалнс (в переводе — Сердечная гора). Только после похода, изучая более тщательно карты и информацию о географии Латвии, я обратил внимание на то, что Сирдскалнс — вторая по высоте вершина Латвии, 296,8 метров. После неё — резкий спуск и понижение, в котором — опять болото и течёт ручей.

Ручей в понижении после Сирдскалнс, перед выходом на дорогу, по которой мы пойдём в сторону Гайзиня.

Перед подъёмом на Гайзинькалнс идём, пользуясь грунтовыми дорогами в окрестностях возвышения.

Но, перейдя глубокое понижение (с ручьём), вышли к дороге, ведущей на Гайзинь с западной стороны, куда и забрались.

На горе Гайзинькалнс, 311,6 м.
11 апреля 2020

Однако день клонился к вечеру, надо было искать место ночлега. К сожалению, забыли выйти на хорошую смотровую площадку с видом на озеро Виешур, но по прямой, по дороге, идущей с Гайзиня, сошли вниз и проследовали по грунтовке Вестиена-Лиезере. Впрочем, есть ещё детали, о которых позже я пожалел, что не разглядел тщательно: когда я занялся темой истока Огре, оказалось, что «третьим» истоком является река Виешупе, вытекающая именно из озерца у подножия Гайзиня. А мы, торопясь пройти дистанцию до намеченного места ночлега, не обратили внимания даже на ручей, который пересекала дорога, и уже не искали самого озерца на склоне Гайзинькалнс. Следую по грунтовке, мы наблюдали озеро Виешурс, которое так живописно смотрится со смотровой площадки горы. Затем пошли в намеченный лес в прямоугольнике между дорогами. Поскольку мы накануне проиграли время, не выехав утренним автобусом, теперь мы не вышли в этот день в сторону озёр Малый и Большой Лидерис, но свернули, спрямляя общее направление маршрута.

Вспоминая об истоке реки Виешупе, как одного из истока Огре, просто лишь замечу, что такая поэтичность или романтичность — лишь напускная, наигранная. Мы, кстати, пересекли и засняли и ручей, который, хотя и не начинается от озера Авошиньш в подножии Гайзинькалнс, но сопоставим с ним по длине, вытекая из болот в районе лесов нашего места ночлега, и питая, по пути, озерцо Яунелитис, затем вливаясь в то же самое озеро Виешурс. До перестройки, ещё с карт ульманского времени исток Гауи, например, обозначался как тот ручей, который вытекает из озера Алаукстс. Однако в 80-е годы Гаую решили продлить, увеличить в длине, и отнесли к Гауе несколько ручьёв и речушек, протекающих через озеро Зоболс, стекающих от подножия горы Элку (Идольской). К сожалению, символика в местной поэтичности не самая лучшая получилась. Впрочем, это скажут лишь те, кто знаком с духовной сущностью некоторых понятий…

Итак, пройдя по уводящей от главных дорог грунтовке, и удалившись от домов (и пересеча тот самый ручей, который, возможно, длинее, чем вытекающий с подножия Гайзиня при «удлинении» Огре), мы попали в мир зверей. Мы их видели не так далеко от себя. Но и, не видя — мы более слышали их! Весь лес был полон животными — кричали косули. В темноте передвигалась стая метрах в 150 перед нами, похоже, крупнее, чем косули. Белые ноги задние — похоже на лосиные, но… лоси обычно такой шоблой не ходят. Мама с двумя подростками? И ещё с кем-то?Тем не менее, мы вышли в рассчетное место, встали лагерем. Очень удачное, уютное, защищенное место. Одно плохо: рядом не было воды, а в ручье не набрали, кроме 1,5 литровки из ручья на склоне Гайзиня. Могли заполнить пустой термос, когда проходили ручьи, но не догадались, будучи уверенными, что воду можно найти всегда. И поплатились. На следующий день горячий завтрак готовили позже после старта, лишь достигнув некоторых озёр.
За день Наташина программа показала, что пройдено 24,450 км, а Петина — 27 км (Пётр бегал на разные разведки, поэтому и «намотал» больше).

12 апреля

День Космонавтики!

Место в зверином лесу, как оказалось, было выбрано (вычислено по картам) — как нельзя удачно!!! Вот только с водой худо… Я ещё после старта подошёл к ближайшей канаве — не ошибся ли я, в сумерках признав воду непригодной? — Увы, не ошибся! А идти до ближайшей канавы, или ручья, где пригодная вода была, обратно — было бы около километра.Итак, использовав весь запас воды, пошли вперёд.

Пошли по подобию дороги в лесу, со скоросью, мало отличимой от движения по болоту. Скоро упёрлись в забор… Сначала шли по очень и очень худой грунтовке вдоль забора, пока не вышли на прекрасную утрамбованную дорогу. Забор скоро стал с обоих сторон дороги. Строения, похожие на хозяйственные, с иголочки, но не жилые… Кто строил? Не понятно. Ясно, что свежее строительство неизвестно для кого. Обычно, если в Латвии строительство, висят плакаты — кто, зачем, по чьему заказу. Здесь — ни в одном глазу. Только видеокамеры в лесу… Вероятно, какие-то богатенькие кампании то ли со Скандинавии, то ли из Германии, приобрели земли. На картах этих заборов нет. Если бы были, я бы хоть как-то скорректировал маршрут. Впрочем, мы не много потеряли!

Благополучно вышли на шоссе Вестиена-Вецпиебалга. У озера сделали обед. Ибо утром вышли на чае и на бутиках из-за отсутствия воды.
Следующий этап — достигли моста через Огре. Перед тем — посмотрели на дорогу, идущую параллельно направлению реки, т.е. лороги, по которой я бы шёл, если бы движение вдоль реки от оз. Лиедерис было бы нерационально.

За мостом через реку Огре: Вецпиебалгский край (новадс)
Инеши — первый населённый пункт на пути, после которого нас ожидает асфальт. 12 апреля 2020.

За мостом через Огре свернули налево. Однако дойдя до того места, где вдоль реки начинаются болота, остановились. Наташа, вчера проделав хороший рывок (с рюзаками поднялись на несколько вершин холмов, включая Гайзинь), сейчас призналась, что по болотам ей будет трудновато. При том — я сам не знал — насколько быстро мы справимся с преодолением болот, и насколько реально найти хороший ночлег.

Посовещавшись, решили не рисковать. Вернулись на дорогу пройденный километр, и обошли лесной массив с болотами, пройдя на дорогу, обозначенную единственно на старой бумажной карте. Оказалось, эту дорогу сделали мощной грунтовкой! Такой, что хоть на самолёте езжай! Государственные леса, для вывоза леса проложили колоссальные дороги! По ним мы, спугивая косуль, дошли до Огре. Вокруг лес был на 70% повален (стволы вывезены, ветки брошены и покрывали землю), палатки в этом изуродовангом лесу опять ставить было негде.

Но … дальше начиналась частная территория!

Река Огре.
Видны завалы, препятствующие сплаву. считается, что ниже по течению от Цирсты количество завалов уменьшается настолько, что возможен и сплав (впрочем, тоже лишь для «маньяков» сплава).

Наш лагерь вечером третьего дня

Тем не менее, место для лагеря мы нашли прекрасное. Очень хороший вечер в уютном месте. Вода в Огре в этих местах очень чистая, прозрачная, как нигде, как в чистых ручьях! Вечером мы задержались у костра. Место, уют обстановки располагал к этому! Это был последний вечер похода, а завтра ещё и намечался с 11 часов по прогнозу дождь.

Пройдено за день около 19 км по Наташиной программе.

13 апреля

По моим планам, мы вставали лагерем так, чтоб утром дойти до Вецпиебалги и закончить маршрут.

При этом, стартовав с утра, я достиг слияния рек Сустала и Огре.

На фоне реки Сустала. Метрах в 100-150 от слияния с Огре.
14 апреля 2020 г.

Преодолевали какие-то ручьи, канавы… Но вот мы возвратились на дороги, обозначенные только на старой бумажной карте. Иногда очень полезно иметь эти старые бумажные карты! Зашли на мост через Сусталу, и пошли к финишу.

Мост через реку Сустала.

По прогнозу, с 11, или с 12 намечался дождь. Хотя и незначительный (0,2 мм осадков в час), но… в прогнозах всегда есть… что-то загадочное :) — так, что загадка и разгадка может оказаться не такой, как мы ожидаем!

Миновали вывал мусора в лесу. Сваливали, похоже, с самосвалов… :(

Но по грунтовой дороге, мимо тотальных вырубок, мы вышли к грунтовому шоссе Вестиена-Вецпиебалга, и по нему уже шли дальше.

В Инеши дождик действительно начался! Там я осмотрел протоку, текущую из озёр Инесис в Огре. Ариса — так называется протока. Оделись потеплее, поскольку и ветер подул. Но далее дождь начался по-настоящему! Озеро Инесис, видное с дороги, скрылось за стеной, в мареве дождя. Мы отворачивали свои лица и носы от задувающего ветра с водяными брызгами. Собственно, из-за дождя я пропустил грунтовую дорогу, которая ведёт от Инеши в сторону руин замка Вецпиебалги — мог сэкономить эти метров 800! Настолько ветер с дождём задувал, что трудно было осматривать дорогу, и уходящую вправо грунтовку я пропустил, хотя она была не такая уж и невзрачная, что значит торопиться по плану, запечатлённому в голове с просмотра накануне. Но пошёл машинально, по материалу карт, просмотренному накануне похода и оставшемуся в голове, как программе, по асфальту, по которому, вдобавок, ещё и машины проезжали. Если вчера, и до 12 часов машины практически не появлялись, то теперь люди ожили, проснулись, и «заездили» туда-сюда…

За 10 минут до автобуса на Цесис мы были на остановке. Собственно, через 1,5 часа должен был бы быть рейс, идущий прямо на Ригу, специально назначенный на последний праздничный день. Но… уже очень не хотелось полтора часа торчать! Всё равно , по опыту, это вылилось бы в те же самые траты — на кофе, на «перекусить» в ожидании. И хорошо, что поехали: дождь хлынул ещё сильнее, чем как шёл во время нашего марша по шоссе (а для асфальта успели мы переодеть кроссовки, и уже промокли, трудно представить, что было бы во время ожидания).

Через километра три после Вецпиебалги дорогу перед идущими машинами перебежала лосиха! Мы проводили её взглядами, убегающую в лесок… А ведь она пробежала буквально перед одной из ехавших впереди нас легковых машин.

Трек всего маршрута, от начала до конца.
Снято на остановке в ожидании автобуса в Вецпиебалге.

В 15.30, через час, мы были в Цесисе. В 16.00 автобус Цесис-Рига вёз нас дальше, домой.

Пройдено: по Петиной программе 62,5 км, по Наташиным четырем фрагментам (отдельно на каждый ходовой день) — 58,5 км.

Самоизоляция на 4 дня прошла успешно, и очень насыщенно.

Выводы

Достаточно интенсивный поход, больше, чем простой ПВД. С заходом на холмы Центрально-Видземской возвышенности. С полным грузом.

Фактически, ходовых было, по времени, меньше трех суток. Пройдено около 60 километров.

Латвия за эти 30 лет сильно изменилась. Для таких, как наш походов, пока ещё остаются интересные места. И район таких мест мы в походе выявили. Но не пишем о нём — для досужих обывателей, которым и ночевка в палатке внушает ужас, в Латвии предостаточно троп с перилами, киосками, мангалами и светомузыкой. Ну, а такие, как мы, странники — найдут интересные места. В Латвии ли, в Норвегии…

Суммарные треки с Наташиного мобильника. С обозначением мест ночевок.
Скрин сделан во время переезда на автобусе домой.

Дома, по приезду, Петин рюкзак весил 22 кг, Наташаи — 13 кг. Съедено было 6 кг пайки, и ещё 1 литр чая обычно был в термосе, 1,5 литра воды было куплено в Эргли перед стартом. Вес съеденной пайки преимущественно был в Петином рюкзаке.

Поход был действительно интересным! Только немного нудно было идти участки по дорогам. Немного утешало то, что до 12 часов понедельника, 13 апреля, почти не было машин на дорогах.

Леса сейчас — как государственные, так и частные. И самые живописные места, самые подходящие для походов — частные. Просто миновать их по лесным дорогам можно, есть адекватные разумные хозяева, как тот, с которым мы общались. Но надо быть готовым к тому, что окажется, что хозяева будут вести непредсказуемо, как то: натравят, не разбираясь собак, или будут требовать неадекватные деньги и т.д. и т.п.

Есть приложение для мобильных телефонов «Latvijas valsts mēži». Можно посмотреть — какие именно леса государственные. Причем, как наблюдали в этих двух походах по Видземской возвышенности, государственные леса тотально покрыты вырубками и, к сожалению, найти место для палатки бывает трудно (если не невозможно!). Свежих лесопосадок мы за этот поход (точнее — за два похода, включая 4-5 апреля) мы встретили лишь два раза! Подрастающие ёлочки и, в другой раз, сосны. На вид — лет 4-5 возрастом. Зато вырубки, либо сплошные, начисто, либо частичные, с оставшимися на 20-30% деревьями, представляют собой сплошные территории.

Старая Латвия осталась в прошлом. Главная опасность Латвии, если не идти по короткой программе рекламок, но смотреть территорию такой, какая она есть, — люди. При том, что путешествовать можно. Длинные походы — нужно тщательно планировать, либо, как в этом походе, пользоваться дорогами (по случаю), не бояться преодоления болот, брать рассчёт времени на возможные непредвиденные обходы частных территорий, и на замедленное продвижение по непредвиденным вырубкам. На болотах и в трудных местах сплошных тотальных завалов, когда сохнущие и гниющие ветви сплошным слоем покрывали землю, скорость продвижения уменьшалась до 1,7 км/ч. Даже животные, которые легко передвигаются по болотам, избегают передвижения по таким «коврам»!