2016 11-12 сентябрь Сплав по реке Гауя, Валмиера — Цесис

Общий рассказ обо всём походе, Тирза-Гауя-Рижский залив, находится ЗДЕСЬ.

Рассказ о предыдущем этапе похода, Стренчи-Валмиера, описание, рассказ-отчёт ЗДЕСЬ.

А видеорассказ, начиная от Валмиеры, здесь:

Валмиера — Цесис

Город Валмиера. Вид с реки Гауя. 11 сентября 2016.

Согласно имеющейся сегодня информации в сети, расстояние между мостами в Валмиере и Цесисе, по реке, — 43 км.
Если в Валмиере мост находится почти в центре города, то в Цесисе мост через Гаую находится в стороне от центра, до станции ещё несколько километров. Однако от реки к центру идёт автобус. Если в Валмиере станция железнодорожная на расстоянии от автовокзала, то в Цесисе — практически совмещены. Валмиера — самый большой город Видземе. Цесис — так же крупный , по меркам Латвии, город, с богатой историей, и историческими местами. Такими, как, например, средневековый замок.
Непосредственно от Валмиеры, или полтора километра ниже по течению от валмиерской объездной дороги, начинается Национальный парк «Гауя», и продолжается до места Рамкалны, в посёлке Мурниеки. На этом отрезке Гауи сосредоточены самые известные и очень живописные утёсы из красного латвийского песчанника, впадает в Гаую река Амата с её так же очень пейзажными обрывами — та самая Гауя, которая была известна во время Союза, как излюбленное место туристов-водников, приезжающих сюда на весенний сплав. Амата по классификатору значилась как 2 к.с., в связке с дающей километраж, нужное для «двойки» расстояние Гауей.
Итак, я закупился в Валмиере продуктами практически, как предполагали, до окончания похода.
Валмиера представляет собой идеальное место для начала или конца сплавов: мост находится в 300 метрах от автовокзала, так же у моста к самой реке подходит дорога, и есть площадка у реки для стапеля/антистапеля.

11 сентября
В самом городе мы не стали перекусывать. Да и время пришло для обеда. Загрузив купленные продукты, сели в лодку и пошли по глади реки. 13.31 перед нами был железнодорожный мост узкоколейки. Всё так знакомо! Ещё в 1982 году, в июне, мы ходили по Гауе от Валмиеры до Сигулды. Тогда мы, приехав вечером, собрали лодки и вышли за пределы города — на первое место, где возможно расставить лагерь. И тогда и запомнил этот мост. Он и сейчас остался прежним. От шоссейного моста в центре Валмиеры до моста узкоколейки около 1,5 км. А в 13.48 мы миновали мост объездной дороги.
На территории Национального парка мы уже и не рассчитывали на «дикие» места для стоянок. Но искали официальные места для туристов-водников, придерживаясь правил. Собственно, и вне Нац. Парка мы придерживаемся оборудованных мест, которые имеются на реке. Но в пределах парка и имеет смысл особо тщательно соблюдать те простые правила, которые установлены…
Так, наш обед мы устроили на стоянке туристов-водников «Сапа». От валмиерского моста в центре до этой стоянки примерно 11 км (прошли меньше, чем за 2 часа, скорость движения по реке на байдарке Свирь около или свыше 6 км/ч). Берега до этого места лесистые, без особых достопримечательностей. стоянка удобная. Здесь же мы посмотрели некие домики-навесы, с досчатым настилом, открытые с одной стороны. Такие стоят если не всех стоянках в Национальном парке, то на большинстве. Тёплым летом этого более, чем достаточно для ночевки без дополнительного снаряжения. (как понимаю, рассчет на те деньги, которые сплавщики оставят фирмачам за аренду лодок).
На стоянке, однако, мы не разводили костёр, а в целях экономии времени, приготовили что-то на газовой горелке. Кострище есть на этой, и на всех других подобных стоянках в Национальном парке. Итак, уже в 16.00 мы продолжили путь по реке.
В 16.26 перед нами после поворота появляется первый на этом участке утёс песчанника. Утёс не красный, но белый. Называется Лиепас, т.е. Липовый. Кроме главного, самого светлого утёса, вдоль реки тянутся ещё на пару сотен метров уступы этого утёса. В некоторых местах видны пещерки. На скалах утёса видны характерные ниши, вытесанные льдинами во время ледоходов. Судя по тому, что эти ниши исцарапаны множеством «автографов» вандалов, особо высокие паводки во время ледоходов случаются последние десятилетия очень редко. Ибо с одного, пусть даже мощного ледохода, такие уступы не формируются. Значит, вот уже продолжительное время такие мощные ледоходы не происходили. Из дат, нашкрябанных на ровных, отшлифованных вертикальных поверхностях утёсов, я обратил внимание лишь на 1966, 1968, 1972 года. Т.е. до этих пор так высоко стена утёса была отшлифована. И потом надписи не стирались. Те, надписи, которые значительно ниже, были затёрты, сглажены.
В 16.31 я делаю последний снимок утёса Лиепу, оглядываясь назад, но не удалившись, а в 16.42 в моём кадре приближающийся утёс Сиетиньйезис Sietiņiezis. В 16.45 мы зачаливаем лодку на песчаную отмель около утёса. Утёс Сиетиньйезис — сам по себе интересный объект, который стоит посетить. Мы немного походили, взойдя на берег, по площадке, и по оборудованной тропе. Однако путь к пещере оказался достаточно длинным, и мы приняли решение не задерживаться на утёсе. Воспользовались домиком туалета… У нас предстоял ещё в этот день длинный путь. Утёс проплыл мимо нас… Мы видели его отдельные выступы, потом утёс снова вздымал вверх, и там, на высоте проходили лестницы и тропа. Да, если бы мы пошли до окончания тропы, то время было бы потрачено много. Этот раз мы не могли себе этого позволить. В 17.00 я сделал последний кадр утёса, оглядываясь назад.
Следующий пункт, заслуживающий внимания — это место коло посёлка Лиепа, и станции Лоде. В 2005 мы начинали здесь маршрут ПВД по Гауе с Максимом Власовым (а ранее Петя в 2000-м начинал здесь поход по тому же маршруту). Примерно в 2,5 км от станции находится этот спуск к воде, где можно, недалеко от домов, собрать лодку и стартовать. Но задерживаться не стоит: именно в этих местах многие годы обворовывали туристские группы. В 2000-м году нам сказали работники кирпичного завода, что уже те группы, которые проходят через завод, оказываются под наблюдением злоумышленников. а сам кирпичный завод — памятное для меня место: здесь я работал в 1983 году в стройотряде. Спуск к воде около Лиепы-Лоде я, вроде, заснял в 17.41.
В 18.07 мы пристали на чай в устье речки Рауна. Место, печально известное по признакам, которые я упомянул, рассказывая про Лиепу. Здесь даже до сих пор листок висит, предупреждающий о ворах, орудующих в округе. 18.07 я фотографировал Рауну, крупный левый приток Гауи, с берега. Собственно, нам уже пора было заботиться и о ночлеге. Однако по моим планам, предстояло пройти ещё некоторое расстояние.
В 18.30 мы проходили утёс Казу (Козий). Очень яркий утёс из именно красного печанника. Ярко-ярко красный! Начинается через километр после Рауны. После утёса Казу — несколько больших излучин реки. Солнце опустилось ниже, и светило из-за туч.
В этих местах в окрестностях реки много стариц. А на нашем пути была стоянка водных туристов Янярамис (на правом берегу, на левом берегу — несколько дворов под общим названием Рамниеки). Однако Янярамис — находится между рекой и дорогой, по которой постоянное движение. Мне очень хотелось остановиться в месте, где бы мы отдыхали. Не только телом, но и душою!
Наташа уже очень устала, но продолжала работать.
Ещё заранее я наметил другую стоянку, нежели Янярамис. Впереди было знакомое мне место, удалённое от хуторов и дорог. Прииедулайс Priedulājs. Место, которое я не раз проходил, когда шёл пешком сам, или вместе с Наташей до утёса Эрглю.
Итак, примерно в 19.30 мы увидели изделека тот высокий берег, где внизу полоска песка — пляжик, который на берегу именно под прибрежной поляной стоянки Приедулайс. Но что там? Лодка! На берегу — палатка! На месте кто-то уже есть? Молодой парень машет нам рукой и приветствует на английском!
Пристав, мы быстро познакомились. Патрик, сам родом из Австрии, путешествует по Прибалтике, взял напрокат каяк, и идёт от Валмиеры до Сигулды. Легко и непринуждённо завязалась беседа. Мы были одни в этом, достаточно диком месте, вдали от домов и селений. (к великому прискорбию, сообщаю, что это прекрасное место вскоре изгадили, уже в конце 2017 г. проложив до берега дорогу, по которой на стоянку стали приезжать автобусами, и располагаться на ней десятками; так же и заповедные, почти девственные места ниже по течению Гауи, где мы бывали в течении ряда лет, истерзали колёсами квадрациклов. И это — именно то место, где поставили значки, что «Причаливать на этом берегу запрещено, зона охраняется»! И поставили таблички — после того, как растерзали лес колёсами техники. Но в тот момент мы встретились с Патриком, как когда-то в былые времена с туристами других городов Союза на далёком сибирском машруте).
Быстро поставили палатку. Как заметил, Патрик готовил себе поесть на газовой горелке. Когда я сказал, что собираюсь разжечь костёр, он оживился, обрадовался, и пошёл со мной за дровами в чащу в опускающихся сумерках.
Скоро горел огонь. И мы посидели, пили чай у костра. Вообще, мы несколько даже засиделись в ту прекрасную ночь за беседами…
За день пройдено 50 км (возможно 49 км, по другой лоции)

12 сентября
Утром немного задержались с подъёмом — отдохнули после вчерашнего дня. Я предложил Патрику помочь спустить лодку, но он, улыбнувшись, взял каяк сам и стянул, как санки по крутому песчаному спуску с деревянными ступеньками. На реке, пройдя пару сотен местров, оглянулся и, увидев нас, смотрящих вслед, помахал рукой…
Мы стартовали только после 12 часов, вроде, ещё неторопливо приготовив суп для обеда днём.
Вскоре после Приедулайс, через пару километров и после большой излучины-меандра на левом берегу показывается ещё одно замечательное место Гауи. Утёс Эрглю. Утёс из красного песчанника. Раньше он был действительно красный, по цвету — почти такой же, или близкий, как красный Казу. Однако за буквально последние лет 12, цвет утёса изменился на тёмно-серый. Какая-то серая то ли пыль, то ли водоросли покрывают его. На свежих сколах, обрывах появляется светлая порода, но в течении года и эти места сереют. Впрочем, некоторые уступы скал — вертикально ниспадающие около места с сезонным водопадом, — остаются такими же яркими.
Перед утёсом на левом берегу есть хорошее место для чалки, оттуда идёт лесенка на верх утёса, где есть смотровые площадки. Но этот раз мы с Наташей не стали выходить. Но всё-таки задержались, ища лучший ракурс для снимка. В 12.39 отставили позади последний обрыв утёса (а длина его около 400 метров). От самого города Цесис к утёсу ведёт прямая дорога (так, в декабре 2017 года мы прошли по водопадам района, и последний участок — был прямой переход от Эрглю к станции в Цесисе).
На пути: правый приток Стрикюпе (он же Вайдава — название, неоднократно встречающееся на карте Латвии), после него на левом берегу — стоянка водных туристов Ленчи, а ещё через километра три — другая стоянка Ленчупе на правом берегу. И на правом берегу встречаются пару раз какие-то дома.
В целом переход от Приедулайс до моста Цесиса, около 10 километров, почти ненаселён по берегам (пока мы проходили там в 2016 году), но видны следы хозяйственной деятельности. Перед мостом по правому берегу проходит дорога, с реки хорошо слышно движение машин по ней. Сразу за мостом одна стоянка на правом берегу, и ещё — чуть ниже по течению, причем одна стоянка — на острове у правого берега. Недалеко от моста видны жилые дома.
Через мост автобусное сообщение с окрестными населёнными пунктами, остановка недалеко и, если надо, можно добраться непосредственно до станции: очень удобно, что в Цесисе автостанция находится на одной площади с железнодорожной, хотя прибывающие автобусы останавливаются не непосредственно у железнодорожной станции, а в округе, на расстоянии 50-100-150 метров от вокзала. Отходящие автобусы имеют пункты отправления немногим поближе, чем приходящие, в разных точках на разные направления, где Рижское направление последнее время остановка была почти у железнодорожной станции.