2014 декабрь 6-7 ПВД Зимняя тропа вдоль р. Амата.

Тропа вдоль реки Амата.

В этот поход мы отправились, чтоб отметить годовщину нашей свадьбы. На ночлег не рассчитывали, но с собой был набор вещей для вынужденной, если «вдруг», ночевки. До похода созвонились с гостиницей «Мелтури», мимо которой иногда проходили мимо, но в этот раз решили остановиться.

Зимняя тропа. 6 декабря 2014 г.

Движение к нашей цели.

Этот момент зимы был малоснежный. Однако мороз был настоящий.  Наша экипировка была из магазина бэ-ушного военного снаряжения.

Первый перекус с чаем на маршруте.
6 декабря 2014 г.

Выехали на утреннем дизеле 6 декабря из Риги. И около 8 утра вышли на станции Йерики. Ещё только-только начинало рассветать. Миновали пустынный городок.    Когда вышли на трассу, сумерки стали рассеиваться. И когда мы зашагали по дороги, уходящей в глубь лесов от псковского шоссе, то стало более-менее светло, насколько это возможно при очень пасмурной погоде.

6 декабря 2014 г. Латвия. Район ст. Йерики.

Приватипашумс-с-с.
6 декабря 2014 г.

Некоторое время шли только дорогами, потом по лесу обошли безлюдные территории. Первый перекус сделали недалеко от грунтовки, не так далеко от хуторов. Шёл мелкий дождь, и тут же замерзал. Штормовки и рюкзаки покрылись хрустящей корочкой. Наконец, мы приближаемся по правому берегу Аматы к утёсу Звартес. У Звартеса мы фотографировались в 12.00. Перед нами уже изъеденный морщинами и отверстиями красно-бурый утёс… С выросшими на нём берёзками и другой растительностью.

Утёс Звартес.

Zvārtes iezis. Звартес йезис (утёс)

Zvārtes iezis
Утёс Звартес. 6 декабря 2014 г.

Утёс Звартес. Национальный парк Гауя.
6 декабря 2014 г.

Не удержались, и задержались, чтоб сделать несколько снимков — классических снимков знаменитого утёса.

Zvārtes iezis Звартес йезис
Классический снимок.
6 декабря 2014 г.

Фотографируемся и идём по правому берегу реки вверх по течению.

Льдины на реке Амата 06.12.2014.

Начало тропы вдоль Аматы недалеко от поляны напротив утёса Звартес.
6 декабря 2014 г.

Воды мало. Река местами сокрыта подо льдом, местами — скачет по каменистым отмелям порога. На камнях наросли льдины, снег образовал шапки.

Вторая часть видео о том походе. Кстати, не рекомендую идти этим путём, поскольку он требует сложного обхода частной и ещё некоторой территории, мне известной ещё с 80-х годов прошлого столетия:

Насчет дороги, то лучше воспользоваться дорогой, к примеру, от Карли. В былое, в то старое время, ходил автобус со стороны Лигатне, через Скальупе на Карли. К сожалению, сейчас такого нет, всё рассчитано на то, чтоб добраться частным либо, хотя бы, заказным транспортом.
Итак… Мы часто останавливаемся, фотографируя причудливые создания природы на реке.

Тропа вдоль Аматы. Виден другой берег реки.
6 декабря 2014 г.

Видна красная маркировка вдоль тропы.

Обрывы реки Амата.

Снега на тропе хватало, но не глубокого. В 12.26 дошли до трассы газопровода через реку. Фотографировали пейзажи.

Наташа на фоне противоположного (левого) берега реки Амата.
6 декабря 201 г.

Утёсы латвийского песчаника на реке Амата.
6 декабря 2014 г.

Река в этих местах подмывает деревья. В каких-то местах нагромождения стволов. В целом тропа содержится работниками парка в порядке, петляя, поднимаясь и опускаясь, кое-где — идя по обрывам или вдоль кручи. В каких-то местах стволы, перегораживавшие тропу, ещё не были убраны.

Река Амата 6 декабря 2014 г.

Вдоль тропе есть маркировка — красные метки на стволах деревьев. Останавливались на перекус: у нас был чай в термосе, бутики. Наташа обратила внимание на свежие лисички, ещё не до конца прихваченные морозом: грибы выросли сравнительно недавно, ибо было тепло.

грибы лисички зимой
6 декабря 2014 г.

Река Амата. Нагромождения стволов деревьев.

Ступени к реке Амата около Инцени.

Примерно напротив Инцену крауя на противоположном берегу реки видны ступени лестницы, спускающиеся к реке.
В 13.50 достигли места напротив впадения Кумады. Здесь же, напротив впадения Кумады, есть стоянка, место для лагеря и для кострища. Очень удобно будет водным туристам. Замечу, что и в месте впадения самой Кумады, на левом берегу Аматы, так же есть место для лагеря с хорошим кострищем, и местом для палаток.

Место впадения реки Кумада в Амату.
Фото с правого берега, с тропы Аматы.
6 декабря 2014 4г.

Кумада. Впадение в реку Амата крупным планом.
6 декабря 2014 г.

Тропа вдоль Аматы почти не отходит от реки.
В 14.25 мы достигли места напротив Дзилнас йезис- утёс Дзилнас. Dzilnas iezis. Когда я сплавлялся весной по Амате, то обращал внимание, что есть ледопады в местах , где они не отмечены, и не известны официально — согласно информации, некогда бывшей на сайте геологического управления Латвии. Сейчас я смог их разглядеть. По крайней мере — ту часть, которую мы видели в этом походе. К концу зимы, возможно, нарастают ещё кое-где ледопады. Во время сплава, как помню, мелькали ещё некоторые громадные сосулины. Однако сейчас было лишь начало зимы, и наивно было бы ожидать сформировавшихся ледяных столбов. Однако действительность превзошла все ожидания!

Напротив утёса Джзилнас 6 декабря 2014 г.

На утёсе Дзилнас были уже вполне сформированные ледопады. Так же в левой части (выше по течению реки) из утёса бил ручей, и ниспадал с высоты около 2,5 м. Засняв всю на фото и видео, мы отправились далее. Хотя тропа обходит изгиб реки, мы подходили к самому берегу напротив утёса для съёмки.
Нас подгонял короткий световой день . Однако тропа была в каких-то местах обледенела, в каких-то местах лёд был присыпан свежим снежком, сменившим собой ледяной дождик ещё после Звартеса.
Прошли над высоким обрывом над Аматой, затем было понижение почти к реке. Напротив был обрыв, через растительность которого просвечивал песчаник уже не красного, но зеленоватого цвета. Где-то здесь мы встретили, к удивлению, ещё одну группу туристов. Десять или двенадцать латышских парней и девушек остановились на берегу Аматы в трёх одинаковых палатках. Разговорился с ними, насколько это позволяло время: уже было 15.10, начинало смеркаться. Всю группу вывел в поход один парень лет 24, он был старший. Как он рассказал, он работал в Швеции, заработал на походы, и теперь собрал группу. палатки и снаряжение, как помню, вроде тоже были не прокатные, а его свои. Это — их первый вообще за всё время поход. Что ж, очень даже неплохо для начала! Пусть путь будет успешен!
Далее он тоже стал задавать вопросы и мне. Как понял, по его внешнему виду и интонациям, он был удивлён тем, что увидел в снежной лесной пустыне нас двоих куда больше, чем мы, увидев их. Наташа говорит, что ей было очень приятно увидеть молодёжь в таком походе, с палатками, и нормально общающихся.
Он спросил меня — есть ли у нас палатка, и очень удивился, что у нас не палатка, а только тент для ночевки в зимнем лесу. Впрочем, коврик у нас был, ещё кое-что… А куда вы идёте, до куда? -Отвечаю — до Мелтури. Оказалось, что они приехали на автобусе в Мелтури с утра, что-то около 10.00 часов, и только недавно дошли до этого места стоянки: тропа обледенела, идёт вверх-вниз, петляет, и они только успели дойти до этого места, успели поставить палатки, разжечь костёр, и тут — появляемся мы.
Он мне сказал: «До Мелтури вы сегодня точно не дойдёте!» Отвечаю: «Ну, там посмотрим, как сможем» (а сам думаю: естественно, точно дойдём! :) ) Он мне: «У вас хоть фонарики есть?» (а я знаю состояние тропы выше по течению реки, подъёмы вверх-вниз ниже по течению от Псковского шоссе). Говорю: «Да, есть кое-какие…» Какими глазами он смотрел на нас! Как на каких-то то ли суперменов, то ли … то ли… Просто для него идти и дальше было чем-то сверх возможностей человека, а тут появляемся мы, которые так запросто идём, так спокойно… Он очень доброжелательно попрощался с нами, и мы пошли — и Наташа стала торопить меня, ибо сумерки начинали сгущаться, а у нас ещё были впереди обрывы…
Почти сразу после лагеря ребят мы поднялись на утёс Стукю — Stūķu iezis.

Впереди виден утёс Стукю — Stūķu iezis.
Тропа вдоль реки Амата 6 декабря 2014 г.

Перспектива с утёса Стукю — Stūķu iezis.
6 декабря 2014 г.

Произносится как «Стутю йезис». Высота — несколько десятков метров, позже — уточню высоту и впишу.

Вот такой вид открывается с утёса Стукю — Stūķu iezis на долину реки Амата.

утёс Стукю — Stūķu iezis.
На вершине. Уже темно.
6 декабря 2014 г.

Для нас подъём был характерен карабканьем по обледенелому склону вверх. Потом — спуск вниз. С самого утёса открывается прекрасный вид на реку. 15.30 я сфотографировал Наташу на фоне обрыва. Освещенность была очень низкой. При ИСО-400 фотик выдавал 1/6 сек выдержку — это при том, что наводил на светлое место. Смеркалось на глазах. Не говоря о том, что среди деревьев уже был сумрак. Снова спуск… Достаточно крутой и  сложный в такое время — лёд и сумерки.

Спустились с утёс Стукю — Stūķu iezis в сторону Мелтури.

Спустились, прошли… Дальше виден следующий утёс — начало возвышения на Айнаву крауя. Ainavu krauja. Здесь я увидел объект, который именно планировал сфотографировать. Но было очень темно. Качество — весьма слабое. Впрочем, сейчас в интернете публикуются снимки достаточно часто, когда документальность бывает важнее идеальных технически кадров, но отфотошопенных так, что трудно оценить — что там было в реале.

Впереди показывается обрыв Айнаву крауя.
6 декабря 2014 г.

Ледопад обрыва Айнаву крауя в начале зимы.

Перед началом подъёма на Айнаву крауя.
6 декабря 2014.
Впереди нас — обледенелый подъём.

А сфотографировал я ледопад обрывов Айнаву крауя. Было нелегко — фотоаппарат, даже зеркалка, выдавал очень большую выдержку. А задерживаться я не мог… Ибо уже не смеркалось, а темнело. Сфотографировав сосулю в 16.00, я полез вверх по склону, вслед за супругой, по обледенелому склону. Нам ведь ещё надо было успеть в Мелтури примерно в 19.00, как обещал во время телефонных переговоров работникам гостиницы, до тех самых Мелтури, от которых молодые и сильные ребята шли засветло более 4 часов… Но ничего! Дальше ведь я ходил, дальше — знакомые места!!! :) ;)

Вид с обрыва Айнаву крауя.
То ли сумерки, то ли темнота.
6 декабря 2014 г.

Да, места были знакомые — в 2010-м мы приезжали на Айнаву краую, чтоб сфотографировать обрыв. Тогда мы так и не добрались до ледопадов — слишком скользила обувь. Впрочем, и сейчас я ни в коем случае не полез бы затемно по обрыву к ледопаду. Но тропа действительно была уже знакома — так, что фонариками мы не пользовались. С обрыва я сделал снимок пейзажа — выдержка 0,6 сек., при ИСО-1600, f1/3.4. Фото было сделано в 16.15. Спуск с обрыва… Тропа обходит ручей… У Наташи ботинки скользили значительно меньше моих. А скользить было где — ручей (Kārļu grava), так же воды с обрывов над тропой, стекли на тропу и замерзли. Мы шли туда, где в начале 2010-го года застряли на обочине дороги — тогда мы оставили машину, а когда вернулись, то колесо оказалось как бы в обледенелой яме вокруг ведущего колеса, оставленного в снегу. Только с буксиром смогли вытолкать машину.
Мы выходим на дорогу… По тропе вдоль Аматы до шоссе около 3 (4?) километров. Однако я даже не собирался идти вдоль Аматы этот участок, который мы прошли с Наташей осенью 2010-го года… Это было и неразумно в ночь, такая тренировка у нас не была предусмотрена. Здесь проходит дорога от Карли — мне надо было достичь лишь её. Далее путь шёл по этой дороге. Около 2,5 км. по дороге до Псковского шоссе. Потом — по шоссе до Мелтури. Чуть длиннее, но это — по дороге. нам же надо всего лишь попасть из пункта А в пункт В. Ещё на грунтовке от Карли сделали ещё перекус, допили последний чай из термоса. Теперь — только до Мелтури!
Неприятным был путь вдоль шоссе — когда ослепляют фары встречных машин…
Наконец, появляется посёлок… Нужная дорога вправо, сворачиваем на неё с шоссе, с его оживлённым движением. Шум машин стихает позади. Пару, или несколько сот метров — и мы идём в большой дом со слабо горящим одним окошком в приёмной.

Лесовики заваливаются в цивилизацию…

Хозяева нас ожидали, быстро выяснили подробности. Жаль только, что дороговато банька — в тот год у них было 100 евро. Обычно заказывают группы. Впрочем, мы бы по такому случаю и заказали бы… Но в том году я успел лишь один месяц отработать на новом месте, зарплаты ещё не было. Спасибо Бога, что при  той экономике дал так отметить годовщину свадьбы, по походному! За год до того мы летали отмечать в Берлин. А сейчас — зимняя тропа Аматы! Впрочем, сразу оговорюсь для незнающих : если городские изнеженные жители, привыкшие к «туризму» в Турциях и Египтах нас 100% не поймут, все походники прекрасно примут такой … образ жизни… Не мы первые, не мы последние. Просто поймите, что есть нечто, что не всем дано… Просто скажу, что будь в этот момент легче с деньгами, не купи мы незадолго до того новейшую «Тритоновскую» байдарку «Свирь», мы всё равно пошли бы в тот поход. Просто, возможно, пригласили бы ещё кого-то, и не пожалели бы денежек для бани.

наш номер уже на утро….

Немного разочаровал душ. Для одного человека в номере бойлера на 100 литров хватило бы помыться. Но двоим, после нашего «ледового перехода»… Зимой маловато, для лета — вполне хватило бы. Однако гостиница очень уютная, номер был натоплен.
Здесь мы и провели наш вечер… Гостиница для двоих.

Гостиница «Мелтури» на двоих.
7 декабря 2014 г. — годовщина нашей свадьбы.

Спускались в громадный зал кафе. Может, когда-нибудь соберём друзей, заказав баньку… кстати, рекомендую это место друзьям.
А сейчас это был наш вечер и ночь.

Гостиница «Мелтури»
7 декабря 2014 г.

Утром хозяева сказали, чтоб мы не торопились, потому что весь дом — в нашем распоряжении. Мы и не торопились, но просто собирались на дизель. Примерно в 13 часов мы попрощались с гостеприимными хозяевами и стартовали…

Гостиница «Мелтури». Идём на дизель.
7 декабря 2014 .

Прошли мимо динозавров,  дракошки, встречающего посетителей. Вчера вечером в полной темноте его просто не было видно…

По пути на дизель, станция в каких-то полутора километрах от гостиницы.
7 декабря 2014.

Далее — путь по обледенелой грунтовке до станции. Чуть больше километра. Вот и дорога, уходящая в сторону Аматы — традиционного место начала сплавов с тех далёких-далёких времён… До свиданья, до свиданья! До новых встреч!

В заключении, отдельным видеороликом — «Вальс о весне». Так, очень вспомнилось в походе, песня, известная с детства.