1984 1 к.с. Лыжный поход на Карпаты. Украина.

Моё, Петра, первое руководство лыжным категорийным походом. Очень волновался, когда мне доверили руководство. Осенью 1983-го водил пеший поход, около 14 участников. Получился, как думаю, очень интересный поход по Латвии. О лыжных походах… Предыдущие походы на Карпаты были как-то не слишком удачны. Но здесь я ревновал, переживал. Стремился к подвигам и свершениям. И даже наломал дров! Собственно, эта нездоровая ревность проявилась во время клубной прикидки, когда в моей группе отстали два человека. А перед самим походом один из участников не смог пойти, зато очень пожелал и пошел другой, не записанный в маршрутку, при оставленной записи непошедшего участника. Мне бы остановиться, но действительно была эта ревность, может — внутреннее, личное честолюбие. Итак, в третий раз приехал на Карпаты. Только теперь в Воловце стояла во дворе КСС, в числе других групп РПИ, моя группа…

Туристы клуба РПИ во дворе КСС в городке Воловец. 1984 г.
Кто-то узнает знакомых (виден Костя Дубровин, и др.)
Вокруг — такие знакомые панельные пятиэтажки.

Однако легко выяснилось — что под другим именем идёт не тот человек. Кроме того, начальник КСС заявил, что маршрут наш слишком сложный, и не пускает меня на ту гору, в тот район. Я вынужден был подчиниться, поняв, что надо остановиться. Начальник КСС определил нам район, по которому двигаться.

Тому парню я сказал, что пусть идёт с нами. Ибо далеко не каждый день мы из Риги ездили в те времена в Карпаты. Но, похоже, встряска касалась не меня одного. И нездоровая ревность была сбита не только с меня, но и с того парня (который перед походом убеждал меня, что всё «прокатит»). Тот парень отправился в Ригу. Мы — по нашему укороченному маршруту.

Первая категория не предусматривает холодной ночевки вообще. У меня были запланированы все холодные ночевки.

Андрей Грищенко в Карпатах 1984 г.
Наш маршрут в Крпатском лесу.

Итак, мы вышли в заданном квадрате. Собственно, некий действительно квадрат, ограниченный с четырех сторон дорогами и населёнными пунктами.

Илона Зубкявичуте на маршруте в лыжном походе.
1984 г.

У меня настроение было несколько подавленное. Спасибо друзьям группы — Андрею Грищенко и Илоне Зубкявичуте (будущая Медне), которые меня поддержали, и своим энтузиазмом, улыбками, жизнерадостностью возвратили к жизни и активности.

Наша лыжня в зимнем лесу.
Карпаты. 1984 г.

Итак, мы пошли по зимнему лесу.

Илона Зубкявичуте (Медне) в походе по Карпатам.
ТК РПИ, 1984 г.

Замечу, что все остальные, кроме меня, в Карпатах, в горах не были. И для них даже тот поход, тот маршрут, которым мы шли, был каким-то невероятно новым приключением. Но я тогда забывал об этом, и переживал из-за несбывшихся планов. Даже сегодня, когда сил и физического потенциала гораздо меньше, чем тогда, у меня молодого, я смотрю на каждый неисполненный в полной мере план, маршрут — как на школу, как на учебу для дальнейших действий. Тогда я шел, как единственный раз в жизни, как будто в первый и в последний раз…

Андрей Грищенко в лыжном походе по Карпатам.
ТК РПИ 1984 г.

Мы вошли в нетронутый людьми лес. Шли действительно по горному лесу. Выявилось — насколько умеем стоять на лыжах. Потенциал был средний. Не самый слабый, но и не супермены какие-то…

Где-то были падения…

Пейзаж из зимнего похода по Карпатам.
Турклуб РПИ, 1984 г.

По ходу дела определил некоторый маршрут в отведённом нам квадрате. И дале действовал по этому плану.

Выходим из густого карпатского леса на открытое место.
Поход 1984 г.

Села — сразу встала, и вперёд.
На заднем плане, кроме Илоны на переднем, видна Гита Кобленц.
1984 г.

Сейчас нынешнему поколению трудно представить — как ходили в наши годы, без всяких там специализированных материалов. Наша палатка была брезентовая. Но у участников были самодельные одежды из парашютного капрона, накидки на рюкзаки. Ещё какие-то усовершенствования. Конечно, ещё маловато для, например, «кавказских» двоечных маршрутов. Но для Карпат очень даже неплохо.

Моя группа в Карпатах. Справа — Гита Конбленц, Илона Зубкявичюте (Медне), Андрей Грищенко. Слева — парень, друг и однокурсник тех, кто не пошел и пошел вместо того, кто не пошел… ТК РПИ, 1984 г.

Замечу, что хотя погода была не самая прекрасная. Туман (попросту, тучи вокруг нас), иногда — снег. Но горы были воистину прекрасны!

Сохранились и фотографии ночлега в палатках в горах. Обычные брезентовые палатки, покрытые целофановым тентом… Приготавливали еду на кострах.

Наш обед.
Поход на Карпаты. 1984 г.
На переднем плане — Андрей Грищенко и Илона Зубкявичюте.

Гита у костра.
Поход на Карпаты РПИ, 1984 г.

Вообще, в зимнем походе интересен костёр: начинаем греть воду, а костёр начинает проваливаться… Просто проваливается в снег, утопает на глубину до метра! (в особо тяжелых случаях — почти до полутора метров, получается такая яма, внизу которой костёр на грунте) Глубина ямы — в зависимости от глубины снега в лесу.

Обед на маршруте.
Поход на лыжах на Карпаты. РПИ. 1984 г.

Замечу ещё, что глядя сегодня на фотографии походов (особенно во время пасмурной погоды), начинаешь думать о том, что как-то, возможно, было холодно или неуютно. Но, задумываюсь, и возвращаюсь в те годы, в ту обстановку… Ведь мы же всё-таки радовались, и получали наслаждение! И в те времена мы просто шли, принимая происходящее как должное. Как что-то вполне естественное. И, более того! Шли ещё и ещё в такие походы! Ибо, если сегодня некоторые молодые люди, с высот пользователей благ современной цивилизации, могут несколько свысока или даже презрительно оценивать выражение лиц участников далёких прошлых походов, сопоставля с современной собственной потребительской психологией, и приписывая участникам собственные чуствования, то тогда мы просто жили этими походами. Просто шли на маршрут, раз за разом. Потом — на слёты, на прикидки. В дождь и снег. И получали нечто, так и недоступное детям потребительства.

Наш лагерь. На заднем плане — наша палатка.
Видно, что палатку уже припорошил снег. Под костром уже протаяла яма.
Карпаты. Поход 1984 г.

Ещё один кадр лагеря. Палатка видна получше. У Андрея Грищенко хорошо различимы бахилы на ногах — такое приспособление для защиты ног от снега, от сугробов.

Лагерь в лыжном зимнем походе на Карпатах.
РПИ, 1984 г.

Замечу ещё, что именно с позиций того, кто ходил в лыжные зимние походы с холодными ночевками, я оценивал (на сайте есть материал, собственные размышления об известном случае) и случай гибели группы Дятлова.

А наш поход продолжался. И, проходя в квадрате размером примерно 15 х 15 километров, мы так же проходили какие-то заснеженные горы. Жаль, немного пасмурно было несколько дней…

Карпаты зимой. Лыжный поход 1984 г.

От горы — к следующей горе…

Карпаты зимой.
Лыжный поход 1984 г. РПИ.

То лес, то открытые склоны. Настоящей лавинной опасности в том походе нигде не было… А там, где что-то могло быть предполагаемо опасное, там мы просто обходили.

Горы на нашем маршруте в Карпатах.
1984 г. Видно — насколько пасмурно.

Иногда тучи совсем опускались на горы….

На маршруте лыжного похода в Карпатах.
1984 г. Поход турсекции РПИ.

А иногда тучи развеивались… Ещё одно фото на маршруте:

Лыжный поход на Карпаты. 1984 г.
Наша группа. ТК РПИ. На переднем плане — Андрей Грищенко. Левее — Илона Зубкявичюте. На заднем плане — Гита Кобленц.

И, как бы не был несколько ограничен наш район путешествия, иногда тучи разлетались, и перед нами открывались прекрасные горные пейзажи. Собственно, все эти подробности я восстановил в памяти, когда просмотрел эти фото, одну плёнку, сохранившуюся из того похода. А пейзажи, те просторы, которые открывались перед нами, были по-своему величественны и невероятно прекрасны! Если те надменные потребители, кто сидя в своих креслах перед телеками, цинично говорят какие-то фразы из разряда «дескать, альпинизм — это грех и безумие», то те, кто хоть раз побывал там, увидел это, знают цену тому прекрасному, которое дано нам Свыше

Пейзаж Карпат на нашем маршруте.
1984 г. Турклуб РПИ.

Не все ночевки на нашем пути были холодные. Последня ночь на маршруте грозила застичь нас недалеко от села. Хотя я ране не планировал ночи в посёлке, здесь надо было действовать по обстановке… Я подозвал Гиту и Илону, и они отправилсиь на переговоры в виднеющуюся школу… (как бы определённый смысл послать девушек на переговоры) И ночь мы провели , расположившись на полу карпатской школы. Впрочем, побывав несколько раз в Карпатах, замечу: народ там, местные очень гостеприимные и дружелюбные.

Итак, своим чередом мы прошли тот район, который нам был выделен. По окончанию маршрута, как полагается, послал телеграмму об окончании маршрута (кажется, с номером маршрутной книжки и фамилией руководителя) — всё как полагается: местной КСС и нашей МКК. Приехали в Ригу.

Собрал я фоты, сделал отчет. Защитил. Не помню — что я там писал насчет километров (которые мы прошли, вместо положенных 130, около 60 — 70; но если один фактор категорийности не дотягивает до нормы, то в зачет идут другие факторы, превышающие норму). Но отчет был убедительный, и тихо-мирно и участие тем, кто прошел маршрут, и (мне) руководство — всем было зачтено…

Карпаты. Наша группа на маршруте 1984 г.
Слева — Андрей Грищенко, вторая слева — Илона Зубкявичюте.
Справа — Гита Кобленц. Поход на Карпаты зимой 1984 г. ТК РПИ.